Пушкин: гений прошлого и настоящего

«истина (издавна мудрые искали…)» александр пушкин: читать текст, анализ стихотворения

Критика А.С.Пушкина — темы, вопросы, идеи

Эстетические взгляды 

А.С. Пушкин, порт. В.Тропинина,1827

Критическое наследие автора насчитывает более 160 критических работ. Большинство из них являют собой черновики, наброски, фрагменты, заметки на полях и пр. Понятно, что значительная часть не увидела публикации при жизни поэта. И все же большинство принципиальных критических суждений, высказанных Пушкиным, становилось достоянием общественно-литературной жизни.

Многие мысли поэт озвучивал в ходе бесед с друзьями (например, основные положения предисловия к «Борису Годунову» были известны современникам поэта еще до его публикации в «Московском вестнике» в 1828 году). Ряд суждений Александр Сергеевич излагал в дружеских письмах и посланиях, а они, согласно принятой традиции, распространялись в широком кругу читателей.

Его критические статьи появлялись в книжках «Московского телеграфа», «Литературной газеты», «Современники». Несмотря на то, что его критика была, в общем, доброжелательна, он давал достаточно резкие и категоричные оценки литературным явлениям, вступая в полемику со своими друзьями.

Критические выступления поэта отличались точностью, лаконичностью, меткостью наблюдений.

Он с вниманием наблюдал за критическими выступлениями П. Вяземского, А

Бестужева, В. Кюхельбекера, И. Киреевского, В. Белинского. Последнего он даже привлекал к работе в своем журнале «Современник».

Пушкин выступал в защиту Жуковского, творчество которого не принимали К.Рылеев и В. Кюхельбекер. Не поддерживал Вяземского в его высокой оценке сентименталистов Озерова и Дмитриева. Упрекал А. Бестужева за то, что тот не посвятил ни строчки Радищеву в своем обзоре русской литературы. В принципиальном споре с Рылеевым о тенденциозности поэзии Пушкин-критик утверждал, что к поэзии нельзя подходить субъективно и однобоко.

По его мнению, подлинная поэзия не служит проводником определенных идей, она хороша сама по себе.

В литературно-критическом «багаже» писателя есть примеры и больших обзорных статей

оставшаяся незавершенной, очевидно, в связи с написанием Белинским статьи «Литературные мечтания» с аналогичными положениями),

и опыты в области литературоведения

Цели и задачи поэта и поэзии

По мысли поэта,

  • Критика должна стать «наукой», основанной на изучении высоких образцов и объективном наблюдении за проявлениями современной жизни.
  • Критика должна выделять как красоты, так и недостатки в произведениях.

Полемизируя с А. Бестужевым, он утверждал,

Отдельные критические выступления имеют определенную ценность, но они «являлись на расстоянии друг от друга», т.е. критика не имеет единого фронта, не может подобающим образом оказывать влияние на общественное сознание. Поэт не принимал субъективизм и мелочность в журнальной критике, подчеркивал ее низкий теоретический уровень, коммерциализацию, беспринципность. Под сатирическое перо поэта попадали такие журналисты, как Ф. Булгарин и Н. Греч, которых он высмеивал в критических памфлетах и эпиграммах.

Критик считал, что совершенно необходимо писать ответы на критику, исправлять «ошибочные мнения».

В поле зрения профессионального автора должны оказываться не только высокохудожественные произведения, но те творения, которые по разным причинам пользуются популярностью:

Такие взгляды Пушкина на искусство сформировались у поэта под воздействием эстетических идей античных философов, французских просветителей, немецких мыслителей. В своих размышлениях на различные теоретические вопросы художественного творчества (начиная от предмета и назначения искусства и заканчивая проблемами историзма и народности) он опирался на огромный опыт мировой и небольшой опыт отечественной литературы.

Народность в представлении Пушкина

Представления Александра Сергеевича о проблеме народности литературы отдельными чертами схожи с представлениями декабристов, в частности, А. Бестужева и В. Кюхельбекера.

В статьях

Поэт отмечал, что литератору необходимо

обычаям и традициям, отечественной истории, фольклору.

Однако самое существенное, что формирует «народность», – определенный угол зрения писателя, претворение им на бумаге особенностей характера нации, «мыслей и чувствований» народа, которые определяются объективными историческими признаками: верой, формой правления, климатическими условиями.

Народность, по мысли поэта, нечто замкнутое самое в себе:

Все это предполагало более глубокий взгляд на народность, чем укоренился до него, а кроме того, наполняло его демократическим содержанием.

Последние новости

  • Бейонсе стала первой темнокожей женщиной, которая возглавила чарты кантри-альбомов 10.04.2024 19:20
  • Самый старый человек в мире раскрыл секрет своего долголетия 8.04.2024 23:15
  • Назван самый популярные персонаж видеоигр всех времён 7.04.2024 23:40
  • Adidas отказался от футболок с номером 44 из-за споров о нацистской символике 6.04.2024 23:57
  • Самый старый мужчина в мире умер за 2 месяца до своего 115-летия 5.04.2024 23:14
  • С молотка уйдет книга о шоколаде, которой 400 лет 5.04.2024 00:05
  • Комплекс вилл времён Римской империи обнаружен в жилом районе Великобритании 3.04.2024 23:16
  • Полиция не будет привлекать Джоан Роулинг к ответственности из-за её комментариев в соцсетях 2.04.2024 22:14
  • В Бельгии начинается суд из-за неизданной музыки Марвина Гэя 1.04.2024 23:33
  • Как штабелеры помогают при транспортировке и возведении концертных декораций 1.04.2024 21:29

Все новости

Последние статьи

  •   10 фактов о Турции, которые не рассказывают туристам: и это не курорты и не достопримечательности сегодня, 09:10
  •   Внебрачные дети, романы с иностранками, разрыв с Васильевой и Понаровской: Почему Никас Сафронов не согласен на третий брак? 10.04.2024, 22:11
  • +1   Какие секреты хранят загадочные столбы в монгольских степях: Оленные камни 10.04.2024, 20:55
  • +1   Как дочь известного советского ученого оказалась на дне преступного мира и мечтала о блатной революции в СССР 10.04.2024, 20:12
  • +1   Когда на Руси становились красными девицами и вьюношами, и Как в 14 лет выбирали судьбу 10.04.2024, 17:32
  •   Из-за чего рушили свои семьи любимые советские артисты Мордюкова, Ефремов и другие 10.04.2024, 16:22
  • +1   Кого Сталин готовил в качестве своего преемника, и Что стало с эти человеком после смерти вождя 10.04.2024, 15:02
  • +1   Какие 5 пород собак могут исчезнуть на Земле в ближайшие годы и какие ещё в группе риска 10.04.2024, 13:42
  • +1   «Я жадная…»: Почему снова поползли слухи о разводе Паулины Андреевой и Фёдора Бондарчука 10.04.2024, 11:43
  •   Чего не простил Жириновскому старший сын, что даже не пришёл на похороны: Как живет Игорь Лебедев? 10.04.2024, 10:18

Все статьи

В чем феномен Пушкина?

  1. Считается создателем повседневного русского языка

Пушкин считается основоположником русской литературы. Он отказался от классической школы, в которой доминировали почести царю, и преодолел барьер между высокопарным и обычным языком. Его язык до сих пор используется для устного и письменного общения в России.

2. Различные жанры

У произведений Пушкина очень разные жанры. Он написал классические оды, романтические стихи, политические и любовные произведения, поэтические романы, исторические драмы, реалистичную прозу, рассказы, легенды, былины и дневники путешествий.

3. Социальная тема в произведениях

Пушкин выделил основные темы, которые впоследствии вызывали интерес писателей на протяжении XIX и большей части XX века: страдания бедных, противостояние выдающихся людей и общества, трудная дилемма между ответственностью и личным счастьем, судьбы тех, кто выступал против системы. Пушкин первым поднял все эти проблемы, которые впоследствии легли в основу таких великих классиков, как Достоевский, Толстой, Чехов или Бунин. Бунин первым получил в 1933 году Нобелевскую премию по литературе.

4. Создал «Энциклопедию русской жизни»

Одно из главных произведений Пушкина – «Евгений Онегин». Критики в то время назвали ее «Энциклопедией русской жизни», потому что на момент написания она охватывала многие аспекты культуры и повседневной жизни народа. Опера, балет и многочисленные драматические обработки пьесы подтвердили эту идею и укрепили ее. “Онегина” Александр Сергеевич писал почти десять лет (с 1823 по 1831 год), и сюжет складывался вместе по мере течения времени.

5. Задавал сложные вопросы простым языком

Ключевая причина популярности Пушкина в том, что его произведения кажутся простыми. Использование повседневного языка создает иллюзию спонтанности, хотя достаточно взглянуть на собственные записи Пушкина, чтобы понять, сколько времени он тратил на каждую строчку. Он умеет использовать два-три слова для создания ярких образов.

6. Близок к народу

После смерти Пушкин занял особое место в русской культуре. Однако в своей жизни он был далек от того серьезного и почти пророческого образа поэта, который приобрел позже. У него тонкое чувство юмора, он написал несколько сатирических стихов, оскорбивших многих, в том числе некоторых высокопоставленных чиновников. Поэтому у него было несколько дуэлей и проблем с властями. Его трагическая смерть после дуэли из-за любовного спора – печальное свидетельство его образа жизни.

7. Он пострадал за истину

Пушкин был сослан на несколько лет за то, что его «Ода свободе» не понравилась императору Александру I. Сначала его отправили на юг России, а затем поместили под домашний арест в его усадьбе в Михайловском Псковской области. Пушкин дружил со многими декабристами, революционерами, требовавшими конституции и большей свободы, если бы он не был сослан, он мог бы участвовать в восстании декабристов в Петербурге в 1825 году.

Пушкин никогда не выступал за изгнание царя, но, борясь с цензурой, он защищал свободу и право на личное пространство. «В этом мире нет счастья, только мир и свобода», – написал он в одном из своих стихотворений, в котором резюмировалось желание русского народа.

8. Написал красивые любовные стихи

Пушкин понимал и ценил красоту женщин. Он имел репутацию Дон Жуана и написал одни из самых известных любовных стихов в русской литературе. Кроме того, он написал в «Евгении Онегине» в стихотворение, основное правило любви: «Чем меньше женщину мы любим, тем больше нравимся мы ей».

9. Им восхищаются великие писатели

Многие писатели признают величие Пушкина. На писательской конференции 1880 года Достоевский произнес длинную речь о поэте. «Никогда еще не было поэта, который вызывал бы столько сочувствия, как Пушкин. Это не только сочувствие, но и невероятная глубина, которая является почти идеальным воплощением в духе перевоплощения его духа в дух чужих», – сказал великий Федор Михайлович.

На церемонии открытия памятника Пушкину в Москве автор романа «Отцы и дети» Иван Тургенев сказал: «По сути, во всех его стихах звенит форма и сущность нашего народа».

В советское время в России был настоящий культ Пушкина. Во всех литературных кабинетах и на многих этажах страны есть репродукции двух самых известных портретов поэта – работы Топинена и Кипренского. В 1937 году было проведено масштабное празднование столетия со дня его смерти, которое было также 150-летием со дня его рождения.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что Пушкин по праву считается великим классиком мировой литературы.

Личность и общество в романе «Евгений Онегин»

В романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкин рассматривает проблему отношения личности и общества. Общество здесь выступает как бездушная, безликая масса, не имеющая собственного мнения. Каждый человек оценивается обществом, и общество принимает решение, приятен ли человек или нет. Чтобы быть частью этого общества, человек должен быть таким, как все. В противном случае, человек оказывается в категории людей, «чуждых» обществу.

В начале романа «Евгений Онегин» свет решил, что герой произведения «умен и очень мил». Образ жизни Евгения ничем не отличался от образа жизни других представителей дворянства. Но стоило ему отказаться от такой жизни, в обществе его сразу же назвали чудаком.

Татьяна в начале произведения чужда обществу. Даже для собственной семьи героиня была чужой и странной. На ярмарке невест в Москве окружающие замечают ее странность. Но вскоре героиня выходит замуж, и ей приходится надеть маску светской женщины. Лишь в тот момент, когда Татьяна внешне становится равнодушной и холодной женщиной, общество ее принимает.

Эти примеры отражают конфликт между обществом и отдельной личностью. А. С. Пушкин показывает, что собственное мнение становится причиной нелюбви высшего света

Общество слишком большое внимание уделяет общественному мнению. И человеку приходится поступать в соответствии с традициями и законами светского общества, в противном случае он оказывается чуждым ему

Для высшего света характерно держаться равнодушно и безэмоциональной. А девушек с детства учили кокетству. Они посещали светские мероприятия, вели светские беседы. Брак по любви – большая редкость для светского общества. на это указывает судьба матери Татьяны, которой пришлось выйти замуж не за того человека, которого любила. Мнение молодых здесь не учитываются, супружеские отношения строятся по расчету.

В романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкин описывает общество как яркое, блестящее, незабываемое внешне и бессмысленное и пустое внутри. Светские манеры и принципы не дают раскрыться человеческой индивидуальности. Поэтому Евгений Онегин и Татьяна Ларина оказываются чуждыми обществу.

Но несмотря на индивидуальные качества героев, они все же подчинились обществу. Так, Евгений, отказавшийся от светского общества, пошел на дуэль с Ленским, боясь общественного мнения. Татьяна отправилась в Москву на ярмарку невест и вышла замуж за человека, которого не любила. Ей пришлось изображать светскую женщину и жить чуждой ля себя жизнью.

Замечание 2

Пушкин подчеркивает, что в конфликте между личностью и обществом побеждает общество, не дающее человеку раскрыть свою индивидуальность.

Пушкин и романтическая традиция

Концепция «истинного романтизма» занимала ключевое место в эстетических воззрениях Пушкина. Самого себя он именовал «истинным романтиком» и «поэтом действительности».

Высказываясь о художественной типизации и реализме в статье «Драматическое искусство родилось на площади» (1830), он понимает правдоподобие в его буквальном смысле:

Эта концепция, получившая в трудах его современников  наименование «поэзии действительности» (И.Киреевский) и «реальной поэзии» (В.Белинский) сформировалась в сознании поэта на основе опыта мировой литературы и собственного творчества.

Опираясь на художественные открытия Шекспира и переоценивая опыт французских драматургов-классицистов и поэта-романтика Дж. Байрона, Пушкин преодолевает односторонний подход романтиков к творчеству и явлениям действительности.

Например, в заметке «О трагедиях Байрона» (1827) он критически оценивает творчество английского поэта, посвятившего свою жизнь созданию всего лишь одного типического характера:

Шекспировское «правдоподобие положений и правдивость диалога», глубину и психологизм его трагедий Пушкин противопоставил морализаторству и статичности характеров, созданных классицистами.

Через призму своего понимания «истинного романтизма» поэт оценивал современную ему литературу. Критикуя как «германский идеологизм», так и французскую «неистовую словесность», поэт высоко оценивает исторические романы В. Скотта, отмечая отсутствие в них театральности и

Среди явлений отечественной литературы Пушкин-критик отметил

Таким образом, понимание провозглашенных поэтом принципов «истинного романтизма», включающих в себя также понимание связи «судьбы человеческой» и «судьбы народной», соединение особенностей национального характера и истории народа, создание правдоподобных характеров, психологизм, оказало фундаментальное влияние на развитие отечественной эстетической мысли.

Как оценить творчество поэта?

Пушкин — не классик. Он гений. Это факт. Он напрямую говорил со Вселенной. Стихи словно лились ему свыше.

Когда читаешь Александра Сергеевича, невозможно оторваться: всё очень гладко, аккуратно, одно вытекает из другого. Возьмем «Капитанскую дочку». Там есть всё, что положено: любовный треугольник, война, разбойник, предатель, положительный центральный персонаж и т. д.

Конечно, что-то мы переосмысливаем. Например, сегодня я понимаю, что главный герой его знаменитой поэмы вовсе не Онегин. На самом деле в центре Татьяна Ларина, серьёзная женщина с чувством долга. А Евгений — так, светская пустышка. Эгоист.

Однако при всех переменах в восприятии творчества Пушкина его герои не исчезают с нашего горизонта, не в пример бунинским или горьковским. Они олицетворяют вечные ценности. Даже в, казалось бы, детских сказках. Ведь та же рыбка — это о нас. О наших желаниях, семейных отношениях. Или золотой петушок. Когда нужда тебя гонит — обещаешь что угодно, а когда отпускает — уже думаешь: а надо ли отдавать? Классика.

А как Пушкин читается! Без каких-либо трудностей. Будто вчера написано. Нет архаичных слов, ненужных описаний. Коротко и ясно. В разное время люди воспринимают текст по-разному. Кого-то из ранее признанных мастеров сегодня читаешь через силу. Где-то сюжет тебе нравится, а длинные зарисовки — нет. Или персонажи с их страстями кажутся надуманными. Кто-то топит тебя в ненужных деталях. У Пушкина всё в гармонии.

А ещё один из признаков гениальности произведения: в тебя вливается энергия автора. Ты входишь в созданный им мир. Настроение повышается. Бывает, смотришь на картину или слушаешь музыку — и тебе хорошо. То же самое с пушкинским текстом. А некоторые писатели из тебя эту энергию, наоборот, высасывают.

Гениальность Александра Сергеевича ещё и в том, что он ухватил дух, самую суть описываемых явлений. Когда рисует деревенский бал в «Онегине» — перед нами универсальные типажи. Абсолютно естественные и понятные. Уездный франтик Петушков существует вечно. Это даже не гоголевские Ноздревы или Плюшкины — нарочито гипертрофированные.

Поэтому Пушкин действительно наше всё. И конечно, возникает вопрос: а если бы его не убили?

Сегодня есть масса конспирологических теорий. Но давайте называть вещи своими именами. Жорж Дантес — нормальный человек, который соответствовал той эпохе. Когда его выслали, он не потерялся в этом мире, не оказался изгоем. Жил в городе Сульце во Франции, даже стал сенатором.

Сама дуэль проходила по всем дворянским правилам. Упрекнуть Дантеса не в чем. Он действовал в соответствии с ситуацией.

А Пушкина вела судьба. И можно сколько угодно рассуждать о его возможностях. Выплеснул ли он всё к 37 годам? Какие ещё у него были замыслы? Мы не знаем. Может быть, великий поэт открылся бы для нас по-новому. Но и без того солнце русской поэзии щедро согревает всех своим теплом.

Александр ЛАПИН, член Высшего творческого совета Союза писателей России.

Личность и государство в произведениях А. С. Пушкина

Взаимоотношения государства и отдельной личность, их конфликт и противостояние рассматриваются А. С. Пушкиным на протяжении всей его творческой деятельности. В разные этапы жизни авторское отношение к проблеме человека и власти меняется. Так, в ранних произведениях Пушкин рассматривает несовершенство государственного строя с точки зрения справедливости власти и персонализации правителя, возможности изменения государственного устройства путем обретения народом долгожданной свободы и прав. Такая позиция прослеживается в стихотворении «К Чаадаеву» и оде «Вольность».

Статья: Пушкинское виденье мира и человека

Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

В период ссылки взгляды Пушкина меняются. Поэт начинает придерживаться мнения о невозможности обретения абсолютной свободы для каждой личности, так как в отношении отдельной личности всегда есть чрезмерная свободная сила, которая его угнетает. В этот период поэт переходит от романтизма к реализму. Пушкин создает поэму «Борис Годунов», в которой размышляет о роли народа в управлении государством и высказывает мысль о победе того правителя, которого поддерживает народ.

Но после поражения декабристов Пушкин утверждается в мысли о том, что все попытки народа переустроить государственную власть обречены на провал. Поэт размышляет о личной внутренней свободе человека. Свои рассуждения он излагает в стихотворениях «Из Пиндемонти» и «К морю».

Затем А. С. Пушкин переходит к изучению проблематики взаимоотношений маленького человека с внешним миром и властью. Эта тема нашла отражение в следующих произведениях:

  • «Станционный смотритель»;
  • «Повести Белкина»;
  • «Медный всадник».

Замечание 1

Поэма «Медный всадник» – это абстрактная форма демонстрации конфликта народа и власти в образах Евгения и Петра I.

В «Медном всаднике» поэт наиболее развернуто излагает свою позицию, дает понимание неизбежности противостояния государство и личности. Личность в этом противостоянии всегда оказывается в проигрыше, так как, в отличие от правителя, беспокоится только о своем личном благополучии.

Но почему так сложилась история его главной любви?

Женившись на Натали, Пушкин допустил довольно типичную, но от этого не менее роковую ошибку. Он по тогдашним меркам был уже в возрасте и хотел взять юную красавицу. Непорочную. А она ещё не знала любви, не понимала тонкостей взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Да и просто не влюбилась в собственного мужа. А когда появился молодой кавалергард Дантес, её охватила настоящая страсть. И она оказалась между двух огней. Любовь — чувство неуправляемое. И что с того, что Пушкин гений?

С высоты собственных лет могу сказать: лучше бы он женился на опытной женщине, искавшей спокойствия, тихого угла. А так в свои последние годы поэт оказался в аду.

Как себя чувствует великий человек, которого не любит собственная жена? Более того, крутит роман. А он же гордый. Натура страстная. Понятно, что состояние его было ужасным. Пушкин искал какой-то выход, и он оказался трагическим. Но закономерным.

Иного варианта для него не было: только дуэль. Взаимное уничтожение. Смерть.

А вообще, Александр Сергеевич был в полном смысле членом своего общества. Оно же его и погубило. Как жили эти люди? Находясь на содержании крестьян, толком ничем не занимались. Разве что офицеры служили. Одна из сестёр Гончаровой рассказывает в своих письмах, как ходит на балы, ищет женихов или катается на лошади. Так и остальные: встречались, танцевали, пели, сплетничали. В том числе обсуждали любовные интриги.

Если у человека есть свои интересы, какое-то дело — он развивается. У Пушкина было его творчество. А окружало поэта болото. Клоака. Люди абсолютно пустые. Кто-то из этих же любителей посудачить, поехала ли Гончарова к Дантесу в казармы и во сколько вернулась домой, отправил ему тот самый пасквиль.

Но наконец, перейдём к главному.

Анализ стихотворения Пушкина «Истина»

Стихотворение «Истина» было создано А. С. Пушкиным в 1816 году, по крайней мере, именно эта дата указана в лицейской тетради поэта. При жизни литератора произведение не публиковалось. Впервые оно было напечатано В. А. Жуковским в посмертном издании сочинений Александра Сергеевича в 1841 году.

В этом ироничном произведении юный стихотворец обыгрывает два античных изречения, которые касаются источника правды. Одно из них принадлежит древнегреческому философу Демокриту, который рассуждал о непознаваемой природе всех вещей в мире и произнёс фразу «Истина лежит на дне глубокого колодца». Философ имел в виду, что все человеческие знания об окружающем мире являются мнениями и представлениями, но не отражают главного, а потому истинная суть вещей скрыта в бездне неизвестности.

Но многие другие философы не соглашались с таким выводом и самонадеянно продолжали поиски правды.

Именно этот сюжет представлен в первой строфе стихотворения. Автор представил древних мыслителей в виде весёлых мудрецов, которые силятся разгадать тайны бытия с помощью простых решений. Несмотря на патетичные эпитеты, например, «мудрые», «забытых истины следов», читатель может почувствовать, что на самом деле поэт иронизирует. Автор использует усиленную рефреном тавтологию «долго, долго толковали … толки стариков», чтобы подчеркнуть комичность ситуации. Чего стоит измышление, оформленное в виде прямой речи:
… «Истина нагая
В колодезь убралась тайком»…

И вот к какому выводу приходят премудрые философы в ходе своих изысканий: чтобы обнаружить истину, нужно выпить воду из колодца. Поэт вкладывает в их уста радостный крик «Здесь её найдём!», хотя понятно, что почтенному кругу учёных мужей совсем не пристало горланить на всю округу.

Вторая строфа образно раскрывает происхождение изречения «Истина в вине», которое принадлежит древнеримскому писателю Плинию Старшему. Здесь автор описывает, как некий философ, устав от шума и воды, обратился к другому напитку – вину:
Но кто-то, смертных благодетель
(И чуть ли не старик Силен)…

Речь, вероятно, идёт о древнегреческом философе Силене Калатинском. Поэт называет его «смертных благодетель», подчёркивая тем самым, что тот спас человечество от чрезмерного употребления воды

В данном фрагменте стихотворения ирония тоже заметна: этого героя поэт награждает эпитетом «важной глупости свидетель», то есть толпа философов-водохлёбов для автора – не более чем напыщенные скудоумцы

Автор заканчивает стихотворение перифразом знаменитого изречения:
Подумал первый о вине
И, осушив до капли чашу,
Увидел истину на дне.

Интересно, что к аналогичному выводу придёт впоследствии и лирический герой «Незнакомки» Александра Блока, установив тем самым преемственность поколений в русской поэзии.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Стихи длиной 16 строк ✑

«Маленький человек» в творчестве А. С. Пушкина

А. С. Пушкин в своих произведениях неоднократно обращается к теме «маленького человека». Этот образ тревожит и волнует поэта, который с глубоким уважением и большой любовью относится к русской культуре и традициям русского народа

Пушкин обращает внимание не на богатого человека, отличившегося чем-либо, который был главным образом произведений того времени. Александр Сергеевич первым из писателей пишет именно для народа и создает образ обычного, небогатого человека

Евгений из поэмы «Медный всадник» – типичный «маленький человек», который вступает в конфликт с государством. Жизнь Евгения проста и бесхитростна. На первый взгляд, он не способен на сильные поступки. В мечтах Евгения нет ничего героического. Он простодушен и простосердечен. Пушкин утверждает идею внесословной ценности человека. И «маленький человек», который, как казалось, не способен на какой-либо поступок, набирается смелости и отваживается на протест.

Самсон Вырин, герой повести «Станционный смотритель», в отличие от Евгения, не находит в себе силы даже на тихий протест. Он беспомощен перед Минским, который увозит его единственную отраду в жизни, дочь Дуню. Вырин, по сути, не является хозяином своей жизни. Но Вырин не озлобился. У этого «маленького человека» большая душа.

Замечание 3

Самсон Вырин стал первым образом «маленького человека» в литературе. Традиции Пушкины продолжил Гоголь в повести «Шинель».

Like this post? Please share to your friends: