Искусство убедительной речи: основы риторики

Марк фабий квинтилиан: о воспитании оратора

«Культура речи и риторика как речеведческие дисциплины»

1. Автором афоризма «Истина всегда торжествует!» является: • Цицерон

2. Автором первого русского учебника по риторике был: • М. В. Ломоносов

3. Впервые провозгласил культ слова в Древней Греции и сказал о том, что «слово есть великий властелин, который, обладая малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела. »: • Горгий

4. Выражение «Достоинство стиля заключается в ясности: доказательством этого служит то, что раз речь не ясна, она не достигает своей цели» принадлежат: • Цицерону

5. Идеал речевого воздействия, по . — умиротворение внутренней жизни слушателя, успокоение бушующих страстей (страсти – болезнь души, требующая исцеления). • Цицерону

6. К основным законам риторики не относится закон: • краткости

7. Кризис риторики, связанный с ее исчезновением как науки и учебного предмета в лицеях, гимназиях и университетах, произошел: • во второй половине 20 века

8. Мнение о том, что оратор должен четко определить предмет речи, познать о нем истину, познать души людей, для которых предназначена речь, принадлежит: • Платону

9. Наиболее полно соответствует современным научным взглядам следующее определение риторики: • филологическая дисциплина, объектом которой является теория красноречия, ораторское искусство, способы построения выразительной речи во всех областях речевой деятельности (прежде всего в разных жанрах письменной и устной речи); близко соприкасается с поэтикой, стилистикой и культурой речифилологическая наука, изучающая отношение мысли к слову

10. Общая риторика отличается от частной тем, что: • общая риторика рассматривает общие законы речи, а частная – частные

11. Основной заслугой М.В. Ломоносова в теории риторики считается: • популяризация в риторике научного знания и просвещениясветская направленность его книг по красноречию

12. Основные черты риторического идеала софистов воплощены сегодня в принципах: • американской риторики

13. Основоположником теории риторической науки считается: • Аристотель

14. Ренессанс риторики в современной России связан с именами: • Ю.М. Лотмана, Ю.В. Рождественского, В.П. Вомперского

15. Риторика относится к . наукам. • филологическим

Источник

Квинтилиан о воспитании оратора или основные идеи «Наставлений оратору»

Для начала отметим, что сам Квинтилиан говорит о труде оратора, что тот очень разнообразен и обширен, и сказать о нём всё просто невозможно

Однако в своей работе он предпринимает попытки изложить всё самое важное из традиционных правил

Итак, по аналогии с Цицероном, Квинтилиан рисует образ оратора, как мудреца, совершенного как в своих нравах, так и в знаниях и качествах, необходимых для красноречия.

Говоря о воспитании будущего оратора, он говорит, что воспитывать его нужно с детских лет, и его учителя – родители, кормилицы и дядьки – должны учить его должным образом. В «Наставлении оратору» содержится огромнейшее количество методических рассуждений на тему обучения в детстве: учение должно представлять собой забаву, материал должен запоминаться учеником сознательно, и заниматься ученик должен обязательно чтением вслух и чистописанием.

Учитывая то, что речь оратора должна быть красивой, ясной и правильной, он должен изучать грамматику и эталонных ораторов, прозаиков и поэтов, а переходить к собственным сочинениям можно лишь после этого. Будущий мастер красноречия должен очень много знать – разбираться в музыке, философии, геометрии, произношении и других областях знаний.

Отдельная глава работы Квинтилиана посвящена и тому, как нужно работать учителю. Автор представляет систему особых упражнений, даёт рекомендации по чтению художественной литературы и речей именитых ораторов.

Квинтилиан считает, что риторические правила необязательно должны почитаться оратором как некие непреложные законы, ведь многое в них может изменяться, исходя из особенностей обстоятельств, ситуаций, времени и дел.

Кроме того, философ в своём труде отступает от уже ставших к его времени устоявшимися регламентов построения речей. Для него они представляют собой только руководство к действию, но не догмы – правила не должны ограничивать оратора в возможности быть самостоятельным. Автор приравнивает строгие ограничения к предписаниям полководцу, как ему располагать войска, но располагать их нужно так, как требует обстановка, а не шаблонно. Точно так же и в речах – оратор должен понимать сам, нужно выступление или нет, должно оно быть пространным, обращённым ко всем или к кому-то лично, требуется употреблять одну фигуру речи или другую, делать выступление длинным или коротким, непрерывным или разделённым на части и т.д.

Также важно сказать и о том, что Марк Фабий Квинтилиан разделяет риторику и речи на особые части, что в воспитании оратора также должно учитываться

Предмет и задачи риторики в XXI веке или зачем нужна риторика сегодня

Наше время характеризуется высокими технологиями, разносторонней, доступной, неустанно развивающейся системой образования. Это век информации и сообщения. Коммуникативные способности личности, её стремление к развитию, определяют успехи во всех сферах жизни.

В первую очередь ораторское мастерство пригодится людям непроизводственных сфер деятельности – работникам СМИ, адвокатам, психологам, преподавателям, дизайнерам, продавцам и пр.

Но зачем нужна риторика слесарям, врачам, водителям? Ответ в следующем вопросе каждый найдется для себя отдельно: Какому человеку не нужно уметь мыслить и владеть своим словом?

Изучение основ ораторского мастерства, психологии, языка телодвижений будут полезны каждому, кто стремится к полной, комфортной жизни в обществе.

Риторика


– 1) это теория и мастерство эффективной
(целесообразной, воздействующей и
гармонизирующей) речи (по А.К. Михальской);
2) это абстрактная наука, оснащенная
математикой и своими формализмами,
выясняющая объективные законы речи (по
О.В. Рождественскому); 3) это
ораторское искусство, искусство говорить
красиво и убедительно (по Е.В. Ганапольской
и А.В. Хохловой).

Становление
риторики как особой науки произошло в
V
веке до н.э. в Древней Греции. Основоположником
теории риторической науки считают
Аристетеля («Риторика»), а важнейшим
условием появления и развития ораторского
искусства – свободный обмен мнениями
по жизненно важным вопросам, активное
участие граждан в политической жизни
страны. Не случайно ораторское искусство
называют «духовным детищем демократии».

Под
ораторским
искусством

понимается высокая степень мастерства
публичного выступления, качественная
характеристика ораторской речи, искусное
владение живым словом. Ораторским
искусством называют также исторически
сложившуюся науку о красноречии и
учебную дисциплину, излагающую основы
ораторского мастерства.

Цель
изучения риторики –
эффективное
воздействие на аудиторию при помощи
речи.

Предметом

современной общей риторики служат
закономерности речевого поведения,
действующие в различных ситуациях
общения, сферах деятельности, и
практические возможности использования
их для того, чтобы сделать речь эффективной.

Основными
разделами

(по Е.В. Клюеву),
частями риторики

как учебного предмета (по Д.Н. Александрову)
или этапами
риторического канона

являются:

инвенция

(= нахождение) – раздел, в котором
рассматривается процедура отбора
материала для будущего сообщения;

диспозиция

(= расположение) – раздел, регулирующий
расположение материала в лучшем для
конкретной речи порядке при соблюдении
логичности, последовательности в
изложении тезисов;

элокуция

(= выражение) – раздел, под которым
понимается учение о трех стилях (высоком,
среднем, низком) и средствах возвышенного
стиля (отбор слов и стилистических
фигур (украшений));

мемория
(= запоминание)
– раздел, который служит разработке
определенной мнемотехники, что позволяет
оратору опираться на особые приемы
запоминания материала, гарантирующие
выступающему контроль всей структуры
произносимой им речи и при необходимости
подключение сведений из известных ему
областей знания;

акцио

(= произнесение) – раздел, отвечающий
за пластическое решение произносимой
речи, за внешнее поведение оратора
перед аудиторией.

Законы общей риторики

Закон
гармонизирующего диалога.

Закон
продвижения и ориентации адресата.

Закон
эмоциональности речи (субъективного
переживания по поводу предмета речи и
умения выразить свои эмоции в речи).

Закон
удовольствия (доставить радость
слушателю, сделать общение приятным).

Понятие
логоса

предполагает средства убеждения, которые
апеллируют к
разуму

(основные, по Аристотелю, – это силлогизм
и энтимема).

Понятие
этоса
реферирует
к средствам убеждения, которые апеллируют
к нормам
поведения человека

том числе и речевого).

Понятие
пафоса соотносится со средствами
убеждения, которые апеллируют к
чувствам, эмоциям.

§8. Публичная речь:
понятие, композиция, аргументация

Публичная
речь

(ораторская) – воздействующая и убеждающая
речь, которая произносится перед
публикой.

Цель:

изменить поведение аудитории,
воздействовать на систему убеждений
слушателей, на их чувства и эмоции.

Задачи:
отстоять
свою точку зрения, убедить других в
правоте собственной концепции, склонить
их к принятию этой точки зрения.

Виды
публичных выступлений по форме:

Сообщение.

Выступление.

Виды
публичных выступлений по цели:

Информационное
(дает новое представление о предмете
речи).

Убеждающее
(доказывает или опровергает какое-либо
положение).

Протокольно-этикетное
(соответствует стандартам и требованиям
нормативных документов).

Агитационное
(призывает к действию: к новому, к
продолжению или прекращению прежнего).

Развлекательное
(потешает и развлекает слушателей).

Информационное
выступление

– выступление, целью которого является
сообщение адресату новых фактов и
теоретических положений, которые не
нуждаются в доказательстве.

Убеждающее
выступление

– выступление, целью которого является
доказательство истинности или ложности
высказанного положения (тезиса).

Красиво,
логично и выразительно говорить –
ценилось всегда. Способности (природные
или приобретенные), умение красиво и
убедительно говорить называется
красноречием.

Красноречие
отличается по форме и содержанию, зависит
от цели и задач публичного выступления.

Многое в жизни определяется умением общаться. Успехи в учебе, карьере, в личных отношениях, построены на способностях к коммуникации. Читаете ли вы доклад в аудитории, поздравление на празднике или проходите собеседование на работу, лаконичная, структурированная речь, донесет информацию до слушателей в выгодном свете. Наукой, изучающей тонкости ораторского искусства, является риторика. Она помогает придать речи ясности, конкретики, убедительности.

С зарождения в античности до наших дней, риторика как наука, понималась по-разному. Софисты-основатели определяли её как дисциплину, учащую манипулировать, доказывать точку зрения оратора, доминировать в дискуссиях.

Объединяя в себе философию, социологию, психолингвистику и филологию, современная риторика позволяет достигать эффективного речевого взаимодействия с любым обществом.

Предмет и задачи риторики

Предметом в риторике являются способы формирования целесообразного слова:

  • устного;
  • печатного;
  • электронного;
  • процесс преобразования мысли в речь.

Задачи риторики сводятся к её направлению. Первым направлением является логическое: убедительность, эффективность речи выступают преимущественными параметрами. Вторым представлено литературное направление: главенствующими аспектами являются пышность и красота слов. Учитывая объединение логического и литературного направления в современной риторике, в её задачи входит правильность, убедительность и целесообразность речи.

Риторика и культура речи

Культура речи – это дисциплина, изучающая нормы литературного и национального языков, а также правила целесообразного употребления языковых средств выразительности. Риторика и культура речи взаимосвязанные понятия, обеспечивающие продуктивное общение.

Частная и общая риторика

Риторика подразделяется на две категории: общая и частная. Общая риторика изучает ораторское мастерство в целом и пригодится любому человеку.

Частная риторика, опираясь на каноны и правила, изучает искусство красноречия в разных профессиональных сферах.

Общая риторика имеет разделы:

  • риторический канон;
  • ораторику – искусство публичного речевого выступления;
  • спор – искусство аподиктической дискуссии (ведение спора ради достижения истины);
  • беседу – раздел, обучающий вести частный, светский или деловой разговор;
  • риторику повседневного общения, обучающую распознавать эмоциональные и речевые сигналы, посылаемые собеседником, подстраиваться под них;
  • этнориторику, изучающую особенности речевого поведения разных национальностей.

Риторический канон античности состоял из пяти частей:

  • Изобретение (инвенция).Формирование идеи для выступления. Поиск ответа на вопрос: Что сказать?
  • Расположение (диспозиция). Составление плана текста, для достижения передачи основной мысли.
  • Выражение (элокуция). Оформление речи изобразительными средствами языка, редактирование текста.
  • Запоминание (меморио). Выбор оратором способа передачи информации. Заучивание, составление заметок.
  • Произнесение (акцио). Выступление оратора перед аудиторией.

На пятом этапе происходит кульминация ораторской деятельности и заканчивается античный риторический канон. Ради совершенствования ораторских навыков, в современном каноне добавлен еще один пункт:

Рефлексия. Подразумевает рассуждения автора над своим выступлением, поиск слабых формулировок и выделение удачных речевых приемов.

В риторическом каноне можно выделить три этапа:

  • докоммуникативный, включающий работу над речью (изобретение, расположение, выражение, запоминание);
  • коммуникативный, представляющий взаимодействие оратора с аудиторией (произнесение);
  • посткоммуникативный этап, являющийся анализом выступления (рефлексия).

В основе ораторской деятельной лежит три понятия – этос, логос, пафос.

  • Этос подразумевает обоснованность речи обстоятельствами, влияющими на тему выступления (место, время, продолжительность речи);
  • Логос отвечает за логическую составляющую;
  • Пафос включает эмоциональный и мимический окрас выступления.

Разделение Квинтилиана риторики и речей

Согласно Квинтилиану, риторика может быть разделена на пять частей:

  • Изобретение
  • Расположение
  • Изложение
  • Память
  • Произнесение

Целями же оратора должны быть поучение, возбуждение и услаждение, однако не каждая речь может преследовать все три цели.

Таким образом, выделяются три типа речей:

Доказательный тип – связан, главным образом, с похвалой и порицанием: надгробными речами, речами в суде и т.п. Особого внимания, украшения и распространения требует именно похвала, которая может быть применена к людям, богам, городам и любым предметам.
Рассудительный тип – основная его задача состоит в предоставлении советов, например, на народных собраниях или на выступлениях в Сенате

Важное место в таких речах занимает положительное мнение общественности об ораторе. А сам он, учитывая то, что говорит о таких вещах как война, мир, пособия, подати и т.д

должен владеть информацией о нравах горожан и силе государства.
Судебный тип – предназначается для обвинения или защиты. Данный тип речи состоит из пяти элементов: вступление, повествование, доказательство, опровержение и заключение. Естественно, автор объясняет и суть применения этой схемы.

Будущий оратор должен знать, что в заключение речи необходимо прибегать к возбуждению страстей, и то, насколько ему это удаётся, говорит о его красноречии и успехе. В особенности это касается судебных дел, где результат зависит как от доказательств, так и от способности оратора убеждать слушателей и судей, оказывая на них эмоциональное воздействие.

По словам Квинтилиана, оратор должен избегать в своих речах высокопарности, пышности и высокомерия, но говорить кротко и скромно. Достаточно даже того, что оратор будет просто говорить выразительно, приятно и точно. Страсть, в свою очередь, является выражением соболезнования, гнева, негодования, страха и ненависти. В итоге ритор заключает, что верх красноречия касаемо возбуждения страстей заключается в том, чтобы оратор сам был ими движим. Всё это говорит о том, что Квинтилиан отводит в ораторском искусстве особую роль именно психологическому аспекту.

Развитие риторики в России

Русская риторика развивалась преимущественно на базе римской. Потребность в риторике возрастала и падала со сменой политико-общественных режимов. Как развивалась русская риторика в веках:

  • Древняя Русь (XII–XVII вв.). До XVII века на Руси не существовало термина «риторика», а также учебных пособий по ней. Однако существовали правила. Этика речи, обозначающаяся терминами: «красноречие», «благоречие» или «риторикия». Обучались искусству слова, руководствуясь богослужебными текстами, сочинениями проповедников. Например, сборником «Пчела» (XIII век).
  • Первая половина XVII века. «Сказание о семи свободных мудростях»; открытие Московских школ повышенного типа; Киевская духовная Академия; 1620 год – первый учебник по риторике на русском языке; Книги «Об изобретении дел», «Об украшении».
  • Конец XVII – начало и середина XVIII вв. «Риторика» Михаила Усачева; Риторики Андрея Белобоцкого; «Старообрядческая риторика»; трактаты «Поэтика», «Риторика», «Этика, или Наука об обычаях», а также ряд лекций о риторическом искусстве Феофана Прокоповича.
  • XVIII век. Риторика как наука в России сформировалась трудами Михаила Васильевича Ломоносова: «Краткое руководство к риторике» (1743), «Риторика» (1748). «Риторика» Ломоносова является хрестоматией, фундаментальным трудом в развитии этой науки.
  • Начало и середина XIX в. До середины девятнадцатого века, в России происходил риторический «бум». Учения слову издавались одно за другим. Выделяются работы И.С. Рижского, Н.Ф. Кошанского, А.Ф. Мерзлякова, А.И. Галича, К.П. Зеленского, М.М. Сперанского. Во второй половине столетия риторика вытесняется словесностью. В советское время преподается стилистика, лингвистика, культура слова, риторика же критикуется.

Что значит быть красноречивым?

Искусство красноречия, согласно Квинтилиану, состоит, прежде всего, в том, чтобы, всё, о чём думает оратор, могло быть выражено словами и донесено до слушателей. Исходя из этого, слова оратора должны не только быть чисты и ясны, но и соответствовать его намерению, а также быть грамотно, правильно и красиво расположены.

Однако если человек умеет говорить ясно и исправно, как утверждает Квинтилиан, это ещё не означает, что он оратор. Основное отличие оратора от простого человека, умеющего говорить, состоит в красоте и изяществе речей, т.к. именно это способно приносить удивление и удовольствие.

И, рассуждая на эту тему, Квинтилиан ссылается на Цицерона, говорящего о том, что красноречие, которое не вызывает удивления, не может считаться красноречием

Но любое украшение речи должно соотноситься с целью и предметом речи, а также брать во внимание аудиторию. Здесь также говорится, что оратор должен учитывать два важнейших момента, заключающихся в создании рода слововыражения и произнесении речи

По этой причине нужно знать, что должно быть в речи возвеличено или унижено, что должно быть произнесено со стремительностью или скромностью, что может быть забавным, а что – важным, что должно быть кратким, а что – пространным.

Идеи Квинтилиана на самом деле бесценны, но невозможно изложить в маленьком тексте даже небольшую часть основных положений такого великого труда как «Наставления оратору», да ещё и написанного в двенадцати томах. Однако уловить самую суть можно – оратор должен воспитываться так, чтобы стать всесторонне развитой, умной, адекватной и зрелой личностью, а для этого мало одного только умения грамотно и красиво изъясняться. Именно об этом во всех деталях и подробностях рассказывает Марк Фабий Квинтилиан.

Квинтилиан, наряду с самыми видными теоретиками красноречия и ораторами Древнего Рима и Древней Греции, смог познать тайны слова и сделать неоценимую работу по расширению границ его познания и обоснованию теоретических и практических принципов ораторского искусства, беря за основу свой опыт и анализируя непревзойдённые речи знаменитых ораторов своей и прежних эпох.

«Наставления оратору» — это поистине величайший труд, который без тени сомнения можно назвать настоящей жемчужиной исследования искусства красноречия. И никто, ни до, ни после Квинтилиана не создавал подобных работ, где так тщательно и подробно представлен теоретический анализ ораторского мастерства.

Если у вас есть задача взрастить себя как истинного мастера слова, то «Наставления оратору» — это наставления вам!

Like this post? Please share to your friends: