Борьба между истиной и заблуждением: правда против лжи

↑ Понятие “истина”. Виды истины.

Истина – это достоверное знание о предметах и явлениях окружающего мира, цель человеческого познания.

Истина — это, прежде всего, соответствие представлений или утверждений реальному положению дел; объективное содержание чувственного, эмпирического опыта, понятий, идеи, суждений, теорий, учений и целостной картины мира.

Понимание истины как соответствия знания вещам восходит к мыслителям древности, в частности, к Аристотелю. Эта традиция была продолжена в философии Нового времени (Ф. Бэкон, Б. Спиноза, К.А. Гельвеций, Д. Дидро, П.А. Гольбах, М.В. Ломоносов, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышев ский, Л. Фейербах и др.).

Согласно некоторым теориям, существование объективной истины невозможно, т.к. все наши знания зависят исключительно от познающего субъекта и представляют собой некие «комплексы ощущений». Но в таком случае отрицается существование какой-либо однозначной истины. В противоположность данной точке зрения выступают ученые, признающие существование объективной истины, т.е. истины, которая отражает реальное положение дел, а мир таким, какой он действительно есть.

Объективная истина – это истина, которая соответствует объекту познания и не зависит ни от человека, ни от человечества.

Объективность истины говорит о том, что основой наших представлений о мире является сам материальный мир, существующий вне и независимо от нашего сознания. Другими словами, это факты, которые не зависят от человека, его желаний, интересов, стремлений и уровня знания.

Истину познают люди и объясняют ее в определенной форме (словах, символах, законах, теориях), что в свою очередь говорит о том, что истина зависит от человека, она – субъективна.

Субъективная истина – это факты, которые не могут существовать без субъекта (познающего).

Субъективность истины – это такая характеристика познавательного процесса, которая учитывает волю, желания, психический мир, стереотипы познавательного поведения человека, а также ограниченность чувственного уровня познания и связь познания с уровнем развития науки и техники.

Истина всегда конкретна, т.е. зависит от времени, условий и места.

Различают абсолютную и относительную истину.

Абсолютная истина – это несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное знание об объекте. Абсолютная истина полностью исчерпывает предмет и не может быть опровергнута при дальнейшем развитии познания. (Например, “Птицы имеют клюв”, “Люди смертны” “Земля вращается вокруг Солнца. и т д.) 

Однако большинство ученых рассматривают абсолютную истину лишь как предел, к которому постоянно стремится наше знание, т.к. претензия на абсолютное знание к тому же противоречит одной из основных черт научного познания — установке на критичность.

Относительная истина – это неполное, неточное знание, верное лишь на определенном уровне развития общества, зависящее от определённых условий, места, времени и средств получения знаний. Может изменяться, устаревать, заменяться новым в процессе дальнейшего познания. (Например, изменения представлений людей о Земле: плоская и стоит на трех слонах, в форме шара, вытянутая или приплюснутая, Солнце вращается вокруг Земли. С развитием науки и техники эти знания были опровергнуты, и возможно, в будущем появятся какие-то новые факты).

Относительность получаемых знаний обусловлена рядом причин:

1) непостоянность и изменчивость окружающего нас мира;

2) ограниченность человека в возможности познания, которые определяются различными факторами (уровень развития производства, духовной культуры, средств наблюдения и эксперимента). В результате этого человек в процессе познания получает неполные знания, о по мере их накопления относительная истина все более приближается по своему значению к абсолютной.

Разница между абсолютной и относительной истинами — в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна, она всегда связана с определённым местом, временем, обстоятельствами.

Не всё в нашей жизни поддаётся оценке с точки зрения истины или заблуждения (лжи). Так, можно говорить о разных оценках исторических событий, альтернативных трактовках произведений искусства и т. п.

Сходства и отличия

Всемирное общество в современности использует в своем движении вперед не одну истину, а, скорее, несколько соперничающих, которые обычно называют различными правдами. На вопрос о том, чем отличается правда от истины, философия говорит нам, что правда имеет выраженный социальный оттенок, и связана она с признанием определенного утверждения значительным, необходимым, полезным и подпадающим под некоторые требования социума.

Таким образом, именно интерпретация и значение для общества могут наделить что-либо статусом “правда”, в отличие от различных событий, фактов и тому подобного. Выходит, что понятия “правда” и “истина” суть имеют совершенно разную, хоть многие и не привыкли к этому. Правда является субъективной, а истина объективна.

У каждого человека имеется сугубо личная правда. Ее он может считать с которой другие люди обязаны, по его мнению, соглашаться.

Сравнение

Заблуждение – это всегда ошибка. Людям свойственно ошибаться в самооценке, принимать в качестве нравственного эталона ложные ценности, неверно судить об окружающих, разделять ошибочные взгляды. Особенность заблуждения в том, что какое-то время оно кажется правдой жизни, истиной и не подвергается сомнению, а тем более – анализу.

Личные заблуждения рождают внутренний конфликт, требующий пересмотра жизненных позиций. Научные заблуждения опровергаются доказательством новых теорий с многократным подтверждением их правильности фундаментальными исследованиями и практическими экспериментами.

Истина в классическом понимании отличается от заблуждения тем, что ее критерием является оценка объективной действительности как изменяющегося, динамичного целого. Относительность истины отражает определенный, существующий только в пределах конкретных представлений уровень человеческих знаний о природе явлений и сущности жизни.

Относительная истина равнозначна признанию познаваемости мира. Она существует как абстрактное понятие, не требующее сиюминутного подтверждения, но подразумевающее изменчивость самого содержания истинности в диалектическом развитии человеческого мышления.

Истина логична и последовательна. Если в суждении отсутствует логика, оно утрачивает четкость, становится ошибочным и ведет к заблуждению. В этом случае истина как оценочная категория теряет всякое значение.

Нельзя считать истиной религиозные догмы. Основой любой религии является не эмпирическое знание, а безоговорочная вера, не нуждающаяся в доказательствах с позиции достоверности. Теософы провозглашают абсолютной истиной Бога, наделяя понятие истинности духовным содержанием, которое может быть подтверждено только чувственным, а не интеллектуальным опытом.

Заблуждение

Чтобы избежать заблуждений, важно осознавать, что наше восприятие и понимание мира могут быть ограничены. Нужно проявлять критическое мышление и проверять информацию, прежде чем принимать ее как истину

Распространенные виды заблуждений:

  1. Перекручивание фактов: когда информация представляется в искаженном виде для поддержки определенной точки зрения или аргумента.
  2. Селективная восприимчивость: выборочное восприятие фактов или доказательств, игнорируя те, которые противоречат нашим убеждениям.
  3. Апелляция к авторитету: принятие информации как истину только потому, что она была сказана известным или уважаемым человеком.
  4. Игнорирование статистики: отрицание или пренебрежение существующими статистическими данными в пользу субъективного мнения или предубеждений.

Заблуждения могут приводить к неправильным решениям и ошибкам. Поэтому критическое мышление, анализ информации и умение различать факты от мнений являются важными навыками в современном информационном обществе.

Причины возникновения заблуждений

Заблуждения, как форма ложного понимания или интерпретации фактов, могут возникать по разным причинам. Рассмотрим некоторые из них:

Причина Описание
Неполная информация
Предвзятость
Манипуляция и обман Существует множество случаев, когда заблуждения намеренно создаются с целью манипуляции или обмана. Пропаганда, фейки, медиа манипуляции — все это может привести к формированию ложных представлений и заблуждений.
Недостаточная критическая мысль Некритическое принятие информации без анализа и оценки может привести к заблуждениям. Когда мы не задаем себе вопросы, не проверяем факты и не сравниваем разные источники информации, мы склонны принимать ложные утверждения как истину.
Эмоциональное влияние Наши эмоции и чувства могут искажать реальность и приводить к заблуждениям. Когда мы слишком сильно эмоционально окрашиваем свое мнение, мы становимся менее объективными и склонными к ошибкам.

Учет данных причин поможет более критически оценивать информацию, избегать заблуждений и приближаться к истине.

Как противостоять заблуждениям

Вот несколько советов, как противостоять заблуждениям:

1. Изучайте источник информации

Перед тем, как принять информацию за истину, уделите время на изучение источника. Проверьте его достоверность и репутацию. Не полагайтесь только на один источник, сравнивайте разные мнения и точки зрения.

2. Анализируйте данные и факты

Не верьте всему, что говорят вам или что вы читаете. Изучайте предоставленные данные и факты, проводите свои собственные исследования и проверки. Не принимайте все на веру, а научитесь думать критически и анализировать информацию.

3. Развивайте навыки критического мышления

Критическое мышление помогает разделять факты от мнений и суждений. Учитеся задавать вопросы, проверять аргументы и искать доказательства. Используйте логику и здравый смысл, чтобы противостоять манипуляциям и ошибочным утверждениям.

4. Общайтесь с разными людьми

Разнообразие мнений и точек зрения помогает открыть глаза на разные стороны проблемы. Общайтесь с людьми, имеющими разный опыт и мнения. Это поможет вам получить более объективное представление о ситуации и противостоять заблуждениям.

5. Обучайтесь критической грамотности

Критическая грамотность — это набор навыков, позволяющих вам анализировать и оценивать информацию. Обучайтесь критической грамотности: изучайте логику, аргументацию, статистику и фактологию. Это поможет вам подтвердить или опровергнуть утверждения и противостоять заблуждениям.

6. Будьте внимательны к своим эмоциям

Заблуждения могут легко использовать наши эмоции и предубеждения. Будьте внимательны к своим эмоциональным реакциям на информацию и учитывайте их влияние на ваше суждение. Учитеся отделять эмоции от фактов и давать рациональную оценку информации.

Противостоять заблуждениям — это сложный процесс, требующий постоянного обучения и развития. Но в конечном итоге, это поможет вам принимать более обоснованные решения и быть более информированным и критическим человеком.

Прагматическая концепция истины.

Несомненно, мы широко используем этот критерий. Проверенное в своих последствиях и приложениях, практически полезное знание вызывает куда больше доверия, чем бесполезные, не находящие подтверждения на практике спекуляции. Но, как и в предшествующей концепции, одного этого оказывается мало. Прагматической трактовке истины также недостает интуитивно ощущаемого требования к истине как адекватному соответствию реальности. Известно, например, что в мореплавании весьма удобными и практически эффективными являются навигационные расчеты на основе геоцентрической («птолемеевской») модели. Но нельзя же на этом основании считать, что она более истина, чем гелиоцентрическая («коперниканская») система. Б. Рассел указывал, что сведение истинности к проверке последствиями может привести к парадоксальным результатам. Представим себе на минуту, например, что нацисты выиграли войну. Так что же, нужно считать, что их человеконенавистнические учения в такой ситуации выдержали проверку и являются прагматически «истинными»?

Итак, существует достаточно большое количество подходов к рассмотрению понятия истины. И каждый из них не окончателен, каждый имеет положительные и отрицательные стороны.

Проблема понимания концепции истины

Я начну наше обсуждение проблемы истины с нашего понимания термина «истина». Словарь современной философии определяет понятие «истина» следующим образом: «Истина» (греч. aletheia, буквально — «неприкрытость») — знание, которое соответствует своему объекту, согласуется с ним. Среди основных свойств — признаки истины:

  • Объективность во внешнем источнике и субъективность в содержании и форме;
  • единство абсолютного, устойчивого (т.е. «вечной истины») и относительного, изменяющегося по своему содержанию;
  • отношение между абстрактным и конкретным («истина всегда конкретна»).

Истина — это процесс, а не результат.

Основная концепция истины — это классическая концепция, автором которой является Аристотель. Этот великий мыслитель считал, что то, что истинно, полностью соответствует реальной ситуации. То есть, он считал, что любое утверждение, которое не противоречит реальности мира. Эта концепция долгое время была основополагающей, потому что она была самой простой и ясной; она вряд ли могла породить серьезные проблемы и критику. Но со временем стали проявляться недостатки такого понимания концепции истины.

Многие критики спрашивают: что такое «переписка»? Каждый человек понимает значение этого слова по-разному: для одних людей некоторые события или явления идентичны, для других — совершенно несхожи. Это первая слабость классической концепции истины. Следуя этой концепции, я хотел бы узнать, что можно сделать с основными законами физики или такими понятиями, как «энергия», «молекула» и т.д. ? Например, как мы можем соотнести утверждение «энергия сохраняется во всех замкнутых процессах» с конкретным объектом в нашем мире. Кто когда-либо видел, чувствовал энергию? На мой взгляд, никто. Поэтому, согласно Аристотелю, это утверждение ложно, хотя все мы знаем, что основной закон природы.

Из-за очевидных недостатков классической концепции истины многие люди полагают, что истина — это некое совершенство знания, идеал, к которому нужно стремиться, но которого невозможно достичь. Такая истина называется регулятивной идеей. Появились и другие концепции истины: прагматистская и когерентистская.

Стоит добавить, что ценность знания — это степень его истинности. Истина — это свойство знания.

Все мы знаем, что знание может быть истинным в форме чувственного или концептуального образа. Например, мы можем вспомнить какие-то отрывки из нашего прошлого: это истина, но не чувственная, потому что мы не можем увидеть ее в реальности. Но можем ли мы сказать, что представление о нашем будущем — это истина? Конечно, нет. Сама концепция основана на прошлом и настоящем. Она должна быть основана на истинном знании. Тем не менее, можем ли мы сказать, что дизайн является истинным? Я так не думаю. Скорее, мы будем оценивать наше намерение с точки зрения необходимости, полезности и осуществимости, а не истинности или ложности.

Как мы видим, истина — это объективное содержание опыта, суждений, доктрин, теорий и единая картина мира, как она разворачивается. Истинное знание о реальности помогает людям в практической деятельности, помогает предвидеть будущее, оценивать его сейчас, а не потом. К сожалению, люди познают мир через многочисленные ошибки и крайности. Требуется работа сотен людей, которые прошли через все ошибки и безуспешные поиски, чтобы кто-то открыл истину.

Люди склонны к обману. Это особенно верно в отношении всего, что обозначено как сверхъестественное, потустороннее, религиозное. Вымысел часто путают с истиной, особенно в религиозной мысли. Более того, необходимо отличать вымысел от лжи. Но в каждом отклонении от истины, будь то сознательная ложь или бессознательная ошибка, есть частички реального мира: ведь обманы берутся из нашей жизни. Но именно эти обманы не помогают нам обрести истинное знание.

Определение

Истина в ее философском значении трактуется как адекватное отображение объективной реальности в субъективном человеческом сознании. Классическая концепция истины сформулирована Аристотелем как соответствие знаний и объективно существующей реальности. Эта универсальная формула применительна к любому роду мыслительной деятельности человека и считается основой материалистических представлений о познаваемости мира.

Заблуждение – ошибочное убеждение, суждение или другой вид интеллектуального осознания действительности, содержащий ограниченные знания или заключающий в себе их несоответствие объективному положению вещей.

Понятия в разные времена

В языке современных россиян у понятий сформировались следующие значения, которые принято считать за основные:

  • Правда – это конкретные познания о каком-либо факте, имевшем место в действительности. Такое познание, как правило, является неполным, потому как определенный человек видит лишь определенный фрагмент, мало кто решается копнуть чуть глубже.
  • Истина – связанное с интеллектуальной или же духовной сферой некое высшее знание. Знание близко к чему-то общему, у некоторых – даже к божественному. Истина является неоспоримым абсолютом, в отличие от правды.

Любопытно то, что такого рода разделение понятий в наше время воспринимается русскоязычным населением вовсе не так, как раньше. Вплоть до начала девятнадцатого века термины имели противоположное значение. Таким образом, правда воспринималась как нечто объективное, практически божественное, а истина – как что-то человеческое и субъективное.

В Руси правда являлась одним из обязательных атрибутов Господа и всех святых. Само же по себе это слово было неразрывно связано с такими понятиями, как благочестие, справедливость и праведность. Взять хотя бы один из старейших кодексов права на Руси, что имел название “Русская правда”, которое было дано ему явно не просто так.

Еще один пример, чем отличалась истина от правды в то время: когда правда почиталась как прямой результат от общения человека с Господом, истина воспринималась как что-то “земное”. Псалтырь говорит нам о том, что правда нисходит с небес, истина же идет вверх от земли.

Некоторые значения истины имели отношение к таким понятиям, как деньги и товар. Однако примерно к двадцатому веку значения у этих двух слов сменили друг друга, правда “упала на землю”, в то время как истина была “вознесена до небес”.

Разные люди – разная правда

У каждого своя правда, своя жизнь, свои планы: и у чиновника, и у полицейского, и у служащего, и у преподавателя, а также ребенка и взрослого, мужчины и женщины. Откуда такие различия?

Многое зависит от желаний, предпочтений и интересов, большая часть из которых противопоставлены друг другу.

Например, чиновник желает покоя и денег, а служащий – социальной справедливости. Сотрудник полиции хочет поймать, а воришка – не попасться. Малыш хочет играть, а взрослый устал после работы и мечтает выспаться. Основой для такой правды служит личный интерес. И здесь происходит элементарная подмена понятий.

Антиподом истины является ложь., Ложь обычно понимается как преднамеренное возведение заведомо неправильных представлений в истину.

Ложь укоренена в повседневной и социальной жизни, имеется всюду, где взаимодействуют люди; она есть функция любых человеческих коммуникаций, при которых осуществляется «встреча» интересов индивидов и социальных групп. Дело не в том, имеется она или нет (простой жизненный опыт свидетельствует о наличии лжи), а в том, каков ее удельный вес в каждом конкретном случае.

В небольшой книжке К. Мелитана «Психология лжи», переведенной с французского языка и изданной в России в 1903 году, довольно убедительно показано, как формируется ложь в процессе индивидуального развития человека. В детстве ее причинами становятся развитие воображения в процессе игры, стремление избежать наказания, пример взрослых и т.п. В дальнейшем все большее влияние в этом отношении оказывает общество. Значительное место в комплексе факторов, толкающих человека в эту сторону, начинают занимать страсти, в том числе любовь. Любовь «порождает неисчислимое количество лжи. Тот, кто любит, лжет, чтобы придать себе цену, лжет, чтобы обесценить своего соперника, чтобы возбудить ревность…, чтобы подогреть остывающую любовь, лжет, наконец, когда перестает любить». Ложь вырастает на тщеславии, малодушии, на страсти к успеху, на страсти к прибыли, к власти и мн. др.

Очевидна охранительная значимость лжи для индивидов (наиболее показательны случаи с милосердной ложью у постели умирающего человека).

Однако ложь нередко связана с получением каких-либо преимуществ за счет и в ущерб другим. Есть люди, для которых ложь – принцип их бытия.

Понятие «ложь» оказывается близким по смыслу к понятию «дезинформация». Ложь всегда связана с преднамеренностью субъекта, дезинформация же может быть осознанной или неосознанной, не переставая оттого быть неправдой.

Когерентная концепция истины., Эти теории используют логико-семантическую верификацию или фальсификацию суждений.

Понятие «верификация» (от лат. verus — истинный и facio — делаю) обозначает процесс установления истинности научных утверждений путем их эмпирической проверки. Последняя заключается в соотнесении данного утверждения с реальным положением дел с помощью наблюдения, измерения или эксперимента. Различают верификацию прямую (напрямую выходящую к фактам или экспериментальным данным) и опосредованную (выходящую к ним через другие проверенные положения).

Понятие «фальсификация» (от лат. falsus — ложный и facio — делаю) обозначает процедуру, устанавливающую ложность гипотезы, теории или другого научного утверждения в результате их эмпирической проверки. Этот процесс описывается логической схемой «модус толленс»: если А, то В; неверно В, следовательно, неверно и А.

9 стр., 4261 слов

Классификации методов теории государства и права

… характер задач, решаемых теорией государства и права; исследовать классификацию методов государства и права. Объектом исследования является методология теории государства и права. Предметом исследования является классификация методов теории государства и права. Теоретической базой исследования послужили работы ученых в области исследования теории государства и права, такие как: …

Исходным пунктом теории истины как когерентности можно считать убеждение, высказанное О. Нейратом: «Высказывания сравниваются с высказываниями, а не с «переживаниями», не с «миром» или чем-то еще. Все эти бессмысленные удвоения являются более или менее утонченной метафизикой и поэтому должны быть отклонены». Критерием истины выступает здесь когерентность, то есть согласованность и непротиворечивость системы высказываний.

Основным недостатком такой теории является то, что в ней минимизировано отношение к реальному миру как к релевантной для рассуждений об истине инстанции. Обычно сторонники этой концепции, среди которых наиболее известным был Гегель, придерживаются философского монизма — представления о том, что мир суть единое целое, в нем все, даже самые мельчайшие и незначительные явления связаны между собой. Поэтому знание об отдельной вещи или явлении должно соответствовать и согласовываться с системой знания о мире в целом. Как таковая, истина одна, и частные истины должны быть элементами этой единой и всеохватывающей — абсолютной истины.

Современные подходы к проблеме истины и заблуждения

Истина – это объективное содержание сознания, адекватное отражение предметов и явлений действительности. Самое благородное, возвышенное и значимое в процессе познания мира, человек, общество справедливо ассоциируется с истиной. Истина – это процесс адекватного (верного, правильного) отражения действительности в сознании человека. Истина едина, но в ней различают объективный, абсолютный и относительный аспекты, которые, в свою очередь, можно рассматривать как относительно независимые истины.         

Объективная истина отражает реальность, мир, как он существует вне и независимо от нашего сознания. В этом смысле можно сказать, что объективная правда не зависит ни от человека, ни от человечества. Сказанное не следует понимать так, что истина возможна и существует вне субъекта. На самом деле правды нет. Истина характеризует только наши познавательные образы, наше знание реальности.        

Следовательно, правда субъективна (не путать с субъективизмом). Скажем, стол. Это ни правда, ни ложь – он просто стоит, он существует. Правда или ложь может быть только наш образ, наше восприятие стола – не как цвет слепого человека или, наоборот, близорукого человека. Правда, мы тоже употребляем такие выражения, как настоящая политика, настоящий мужчина. Но ясно, что в таких случаях истина используется в своей второстепенной, оценочной функции, и мы знаем, что такое истина политики и человека как истины.        

Истина всегда субъективна по своей форме, но по своему содержанию, то есть в том, что содержится в знании, она объективна. Содержание этих знаний не зависит от сознания людей. Он соответствует действительности, законам, явлениям природы и общества. Например, законы механического движения были открыты и сформулированы И. Ньютоном. Но эти законы существуют независимо от основоположника классической механики.    

Абсолютная истина – это полные, всеобъемлющие, точные знания об объекте исследования, знания, которые не опровергаются, а только дополняются и развиваются последующим развитием науки. Естественно, что такие истины для нас недоступны. Абсолютная истина – это всего лишь регулирующая идея, то есть некий идеал, к которому, конечно, нужно стремиться, но который нельзя достичь и убедиться. В своем реальном выражении абсолютная истина – это концепция потенциальной бесконечности человеческого знания о мире, границы, к которой стремится наше знание.     

Абсолютные истины часто включают в себя вечные или окончательные истины, истины фактов (Маркс родился 5 мая 1818 г.). Хотя здесь есть относительный момент – сама хронология. В исламской хронологии (от хиджры) числа, конечно, будут другими. Наиболее правильным является определение абсолютной истины как совокупности моментов полного, непреходящего знания как части относительных истин. Возьмем, к примеру, атом. Древние считали его неделимым. В начале ХХ века. он состоял из электронов. В наше время он состоит из массы элементарных частиц. И их количество постоянно растет. Все эти образы атома – относительное знание. Но сам факт того, что атом есть реальность, что он существует, относительно стабилен – этот факт является знаком, элементом абсолютного знания.           

Понятие  относительная истина  используется для обозначения конечных, ограниченных моментов человеческого познания мира, приближения и несовершенства наших знаний о реальности, определенных шагов или порядков углубления в его неисчерпаемую сущность. Относительная истина зависит от реальных исторических условий своего времени, в частности, от точности или совершенства средств наблюдения и эксперимента.

Критерии истины

Любой объект познания — неисчерпаем, он меняется, обладает множеством свойств и связан бесконечным числом связей с окружающим миром. Каждая ступень познания ограничена уровнем развития общества, науки. Научные знания поэтому носят относительный характер. Относительность знаний заключается в их неполноте и вероятностном характере. Истина поэтому относительна, ибо она отражает объект не полностью, не исчерпывающим образом. Относительная истина есть ограничено-верное знание о чем-либо.

Конкретность — это свойство истины, основанное на знании реальных связей, взаимодействия всех сторон объекта, главных, существенных свойств, тенденций его развития. Так истинность или ложность тех или иных суждений не м.б. установлена если не известны условия места, времени, в которых они сформулированы.

Критерий истины заключается в практике. Именно в практике должен человек доказать истинность, т.е. действительность своего мышления. Один из принципов мышления гласит: некое положение является истинным, если возможно доказать, применимо ли оно в той или иной конкретной ситуации. Этот принцип выражен в термине реализуемость. Посредством реализации идеи в практическом действии знание соизмеряется, сопоставляется со своим объектом, выявляя тем самым настоящую меру объективности, истинности своего содержания.

Правда и ценности

Правда считается серьезной ценностью, как личной, так и социальной, а такие понятия как “добро”, “смысл”, “справедливость” и подобные общечеловеческие ценности стоят с “правдой” в одном ряду.

Г. Риккерт представлял ценности заложенными в культуре человека как в созданной им реальности, что противоположна той реальности, которая возникла сама по себе, под воздействием сил природы. Главным же вопросом ценностей является проблема самого их существования. Риккерт также полагал, что нельзя говорить о ценностях, которые содержатся в объектах культуры, как о существующих и несуществующих, – лишь как о значащих и не имеющих значения.

Многие считают, что не столь удачные изыскания доказательств существования ценностей общепризнанных можно обосновать проблематичностью в определении ценностей всего человечества, потому как за последними зачастую скрываются ценности некоторых социальных групп (как правило, довольно консервативных), которые попросту навязывают другим свои собственные представления о мире.

Вот поэтому переоценка ценностей является достаточно сложной задачей, по сравнению с внесением некоторых поправок в имеющиеся знания. При этом, несмотря на мнение Риккерта, сами ценности существуют, вот только не в природе, а в человеческом сознании, и находят свои проявления они в определении конкретных форм социальной жизни.

Критерии истины

Как отличить истину от лжи или заблуждения? Пожалуй, это один из самых важных вопросов данной темы.

Как мы можем доказать истинность знания?

Перевоплотимся на минутку в ученых. Допустим, в результате исследований мы пришли к выводу, что планета Земля — круглая. Как нам доказать это? Как сделать наше знание истинным? И как вообще определить, является ли оно истиной, или мы заблуждаемся? 

Для этого есть специальные критерии (показатели) истины. Если наш вывод о Земле пройдет по всем параметрам, значит, это знание является истиной.

Выделяют следующие критерии истины:

  1. Соответствие законам логики.
  2. Соответствие ранее открытым законам науки.
  3. Соответствие фундаментальным законам науки.
  4. Простота, экономичность формы.
  5. Практика.

Практика — это активная деятельность, направленная на преобразование окружающего мира. 

Именно она является важнейшим критерием истины, позволяющим нам получить наиболее достоверные знания о действительности.

Функции практики:

  1. Источники познания. Все знания появились из-за практических потребностей людей. 
  2. Основа познания. В процессе осуществления практики происходит глубокое познание свойств различных предметов, с которыми человек непосредственно взаимодействует.
  3. Цель познания. Человек занимается какой-либо деятельностью, чтобы познать что-то, раскрыть свойства определенных объектов.
  4. Критерий истины. Любая гипотеза, высказанная учеными, должна пройти практику, чтобы быть проверенной опытом.

Так или иначе, практика тесно связана с познанием в целом и с научным познанием конкретно, о которых мы подробнее рассказали в статьях «Познание в жизни человека» и «Научное познание. Понятие и виды науки».

Как понять чужую реальность?

Если человек не может по-настоящему понять чужую реальность, тогда какое он имеет право быть настолько самодовольным, чтобы судить о чужой ситуации? Это просто не работает. У каждого своя правда, свои истины. Люди полны особенностей самого разного характера, в числе которых генетика, настроение, предубеждения, культурные учения и мысли, влияющие на мораль и логику.

То, что имеет смысл для одного, не будет иметь никакого значения для другого. И это нормально. Нельзя ненавидеть человека за то, что он просто не такой, как ты. Духовно и интеллектуально это происходит каждый день. Люди реагируют на базовые эмоции и могут не любить других людей, которые, например, их огорчают. Может быть, они делают другим больно потому, что их ненавидят? У каждого своя правда.

Like this post? Please share to your friends: