Истина и мнение: философский взгляд

7. истина и ее критерии

ВВЕДЕНИЕ

Как в прошлом, так и в современных условиях три великих ценности остаются высоким мерилом деяний и самой жизни человека – его служение истине, добру и красоте. Первая олицетворяет ценность знания, вторая – нравственные устои жизни и третья – служение ценностям искусства. При этом истина, есть тот фокус, в котором соединяются добро и красота.

Истина – это цель, к которой устремлено познание, ибо, как справедливо писал Ф. Бекон, знание – сила, но лишь при том непременном условии, что оно истинно. Истина есть знание. Но всякое ли знание есть истина? Знание о мире и даже об отдельных его фрагментах в силу ряда причин может включать в себя заблуждения, а порой и сознательное искажение истины, хотя ядро знаний и составляет, как уже отмечалось выше, адекватное отражение действительности в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий. Но что такое истина, истинное знание?

На протяжении всего развития философии предлагается целый ряд вариантов ответа на этот важнейший вопрос теории познания. Еще Аристотель предложил его решение, в основе которого лежит принцип корреспонденции: истина – это соответствие знания объекту, действительности. Р. Декарт предложил свое решение: важнейший признак истинного знания – ясность. Для Платона и Гегеля истина выступает как согласие разума с самим собой, поскольку познание является с их точки зрения раскрытием духовной, разумной первоосновы мира.

Д. Беркли, а позднее Мах и Авенариус рассматривали истину как результат совпадения восприятий большинства. Конвенциональная концепция истины считает истинное знание (или его логические основания) результатом конвенции, соглашения. Наконец, отдельными гносеологами как истинное рассматривается знание, которое вписывается в ту или иную систему знаний. Иными словами, в основу этой концепции положен принцип когерентности, т.е. сводимости положений либо к определенным логическим установкам, либо к данным опыта. Наконец, позиция прагматизма сводится к тому, что истина состоит в полезности знания, его эффективности. Разброс мнений достаточно велик, однако наибольшим авторитетом и самым широким распространением пользовалась и пользуется классическая концепция истины, берущая свое начало от Аристотеля и сводящаяся к корреспонденции, соответствию знания объекту.

Что касается других позиций, то при наличии и в них определенных положительных моментов они содержат в себе коренные слабости, позволяющие не согласиться с ними и в лучшем случае признать их применимость лишь в ограниченных масштабах. Что же касается этих слабостей, то их влияние – задача, которую предлагается решить самим студентам. Классическая концепция истины хорошо согласуется с исходным гносеологическим тезисом диалектико-материалистической философии о том, что познание есть отражение действительности в сознании человека. Истина с этих позиций есть адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он существует сам по себе, вне и независимо от человека, его сознания.

Существует ряд форм истины: обыденная или житейская, научная истина, художественная истина и истина нравственная. В целом же форм истины почти столько, сколько видов занятий. Особое место среди них занимает научная истина, характеризующаяся рядом специфических признаков. Прежде всего, это направленность на раскрытие сущности в отличие от обыденной истины. Кроме того, научную истину отличает системность, упорядоченность знания в ее рамках и обоснованность, доказательность знания. Наконец, научную истину отличает повторяемость и общезначимость, интерсубъективность.

Новые материалы

Книги

Проблема зла и теодицеи: метафизика, этика, феноменология / отв. ред. К. В. Карпов, научн. ред. И. И. Ремезова. – М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2023. – 264 с. (Серия «Humanitas»)

Книги

Вариации на тему любви и милости / Ж.-Кл. Ларше; пер. с фр. М. С. Степановой. — Москва: Изд-во Сретенского монастыря, 2024. — 352 с. — (Православное богословие).

Книги

Религия в цифровом обществе. Под ред. Алексея Бодрова и Михаила Толстолуженко. М.: Издательство ББИ, 2024. viii + 248 с. (Серия «Современное богословие»). ISBN 978-5-89647-430-2

Книги

Образ, икона, экономия. Византийские истоки современного воображаемого. М.: V—А—С Press, 2022. — 328 с. ISBN 978-5-907183-49-0

Книги

Обратная сторона новых медиа / Жан-Клод Ларше; пер. с фр. С. А. Кузнецовой. – Москва: Изд-во Сретенского монастыря, 2023. – 304 с. – (Православное богословие).

Книги

Владимир Соловьев / Пер. с нем. (Серия «Современное богословие»). – М.: Издательство ББИ, 2023. – 143 с. ISBN 978-5-89647-412-8

Книги

Идея Бога и образ теологии в философских дискурсах зрелого модерна и постмодерна: коллективная монография / Под общ. ред. Д. В. Масленникова. — СПб.: Издательство РХГА, 2023. — 682 с. ISBN 978-5-907613-50-8

Книги

Единство добра, истины и красоты в русской религиозно-философской традиции: сборник статей / Сост. Н. К. Сюндюков. — СПб.: Изд-во РХГА, 2023. — 144 с. ISBN 978-5-907613-78-2

Книги

Введение в библейское пророчество. — М.: Издательство ББИ, 2023. — 691 с. — (Серия «Современная библеистика»). — ISBN 978-5-89647-427-2.

Книги

Красота сквозь века. Очерки христианского искусства. — М.: Издательство ББИ, 2023. — 365 с. — (Серия «Богословие и культура»). — ISBN 978-5-89647-420-3.

Книги

По ту сторону секулярного порядка. Репрезентация бытия и репрезентация народа / Пер. А. Кырлежева под редакцией А. Гагинского. — М.: Издательство ББИ, 2023. — 360 с.

Книги

Русская икона середины XVII – начала XX века. Коллекция Олега Кушнирского. М.: Эксмо, 2023.

hanabi

Похожее мнение высказывалось и другими.

Мне кажется, можно построить рассуждение, в результате которого окажется, что определение чего-либо может совпасть c его бытием. И это, оказывается, возможно для истины.

Есть «мнение»: аксиомы истинны (достоверны).
На основе этого мнения можно выдвинуть аксиому: «Аксиома: все аксиомы истинны».

Поскольку данное определение само является аксиомой, то подчиняется определению, данному в себе самой.

Эта аксиома создает поле или сферу, где самоопределяется ее истинность и в силу автореферентности она не нуждается ни в каких других определениях собственной истинности, т.е. она безусловна.

Эта сфера является сферой определения, действия и «местом пребывания» нечто, которое является самодостаточно истинным. (В данном случае определение выражает сущность, а сфера действия может быть очень широкой, например, Универсум).

Идея самодостаточной истинности, которая «возводится» из этой аксиомы и «возвращается» в ее исходное определение (“все аксиомы истинны”), есть “искомая” Истина, потому что, как сказано выше в цитате: «Нечто истинно, когда оно есть согласно своей сущности».
Следует полагать, что «согласное своей сущности» может быть только нечто автореферентное.

Некоторые интересные попутные соображения.

Не является ли таковым по своей сути (вернее, по структуре и смыслу о совпадении определения своему бытию) положение Евангелия: «В начале было Слово, и Слов было у Бога, и Слово было Бог…» (Естественно, нужно принять, что «Слово» означает не “изрекаемое”, речь, а «Логос».) Тогда Логос окажется подобен автореферентной аксиоме об истинности, а Бог – истине, которая представляет собой Идею Логоса…
При такой интерпретации, в этом евангельском изречении устраняется кажущаяся «абсурдность» (скорее всего, у евангелиста не было возможность выразить это положение по другому).

При этом, что интересно, – в отличие от умозрительности («искусственности», «неподвижности») аксиомы истинности – Логос (соответствующий евангельскому положению), по идее, должен быть самоосуществляющимся, «самопретворяющимся», в соответствии с ситуацией начала.

(ДополнениеВ частном случае можно таким же образом обыграть понятие достоверности:
Аксиома: аксиомы достоверны. Но как следствие, сама эта аксиома достоверна как собственный частный случай.
Эта аксиома создает сферу, где её достоверность самоопределяется, и уже в силу этой автореферентности не нуждается ни в каких других определениях собственной достоверности. Иными словами, её достоверность безусловна.
Предел этой само-достоверности, выражающийся в её безусловности и есть Истина в абсолютном понимании.)

Теории истины и их критерии оценки

Выделяют несколько теорий, каждая из которых дает свое определение этому понятию и имеет свои критерии оценки (табл.1).

Таблица 1. Теории истины

Концепция Определение Критерий оценки
Классическая аналогичность мыслей и реальности четкость, практический опыт
Когерентная знания, которые согласованы друг с другом единство с общей системой знаний
Прагматическая знание, которое доказало свою практическую пользу насколько она практична и эффективна
Конвенциональная результат соглашения соответствие элементов  всей системе

Чтобы определить является то или иное утверждение истинным, его нужно проверить. Для этой проверки были выделены особые критерии или параметры:

  • Она должна соответствовать законам логики;
  • Она должна соответствовать законам и теориям, которые были доказаны ранее;
  • Она должна быть простой и иметь формулировку, которая будет понятна каждому;
  • Она должна соответствовать фундаментальным законам;
  • Она должна быть парадоксальной;
  • Она должна быть доказана на практике.

Так как каждый из этих критериев не идеален и не может подойти для оценки в каждом конкретном случае, их можно оценивать как дополняющие друг друга. В современной науке принято брать за основу мнение, что истина в любом случае должна быть:

  • объективна
  • конкретна
  • процессуальна (постоянно развивается)

Истина является отправной точкой в проведении исследований, целью духовных поисков человека и основой его развития. То, что мы принимаем как истинное, становится стержнем, вокруг которого формируется личность. Она имеет огромное влияние как на деятельность каждого отдельного человека, так и на общество в целом. Чтобы еще глубже рассмотреть эту сложную тему, советуем также просмотреть предложенное видео.

Историческое развитие истинности

История понятия начинается с античности, когда истина была тесно переплетена с диалектикой, заблуждениями. Впервые заговорил о правдивости древний философ Аристотель. Мыслитель рассматривал понятие, как интенциональное соглашение между разумом и фактической действительностью.

Традиционную концепцию истинности представлял Платон. Цитата мудреца гласит: «Человек, характеризирующий предметы таковыми, каковыми они являются, утверждает истину, человек характеризующий предметы по-другому – врет».

Но ложь и заблуждение не равноправные догматы. Заблуждение появляется в результате неполномерного восприятия действительности, отсутствия всесторонней осведомленности, не достаточной информативности происходящего. Личность часто заблуждается, делая это непредумышленно. Заблуждение даже способствует поиску правды. Ложь человек использует направленно в собственных интересах: ради самозащиты, самооправдания, личной выгоды, руководствуется другими нелицеприятными мотивами.

Позже философ Кант классифицировал понятие, как свойство личности, заключающееся в согласии собственного мышления с собственными умозаключениями, что характеризуется субъективной личностной адекватностью.

Августин считал, что любое познание является изначально истинным.

Материалистические и идеалистические философы отожествляли реальность с мировой объективностью.

Мыслитель Юм, как представитель Нового времени, сравнивал истинность с агностицизмом.

Философ, живший в двадцатом веке, Хайдеггер пришел к выводу – конечная истина неподвластна человеку и останется загадкой мироздания.

Понятия истины, правды и заблуждения

Понятие истины тесно связано с другими понятиями, описывающими критериальную ценность знания и утверждений, такими как правда и заблуждения.

Существует концепция, которая сближает понятия истины и правды, рассматривая правду, как «истину» в этическом контексте. В действительности в отличии от истины имеющей субстанциональный характер, правда всегда онтологична, т.е. привязана к истории существования определенного субъекта (индивидуального или группового), его потребностям, ценностям, установкам, а потому субъективна. В этом отношении понятия правды и истины могут быть легко противопоставлены друг другу, так как в конфликте у каждой стороны имеется своя правда, в то время как фактологическая истина – одна.

Заблуждение рассматривается как противоположность истины – т.е. такое знание, которое не соответствует объективной действительности. Вместе с тем, заблуждение представляет собой вид относительной истины, которая на определенном этапе исторического развития рассматривалась как соответствующая действительности, но позднее была критически переоценена (представления о неделимости атома, материи как веществе, абсолютности механических законов взаимодействия атомов и т.д.).

Like this post? Please share to your friends: