Философия Парменида: основные идеи

Единое Парменида

Его мысли о Едином исходили из отрицания небытия, а следовательно, сущее одно. Отсюда и такая категоричность в отношении двух противоположных мнений, где либо одно верно, либо, уже в обработке Аристотеля, оба неверны. 

Едино у Парменида и время, оно просто вечно, ведь если бы времён было три, то два из них – прошедшее и будущее были бы небытием, а его нет, поэтому всё дано нам только в настоящем. У Гераклита наоборот, всё дано нам либо в отрицательном, прошлом, либо положительном, будущем. Фактически, философия Парменида о едином, это философия моментальности. Уловив какую-то мысль, в дальнейшем только из неё возможно выведение истинного. Такое мышление называется дедуктивным, которое не показало ничего другого как ошибочности. Вернёмся к примеру Рассела о Джордже Вашингтоне как первом президенте США.  Тогда полное выражение будет таким: «У США есть первый президент и этого президента зовут Джордж Вашингтон». Оно в настоящем, так как небытия нет, сущее одно, едино. Поэтому как есть какой-то там по счёту президент, так в данности имеется и первый. Сказать, что первый президент умер, и его более не существует, противоречиво, ведь он как бы есть.

Аристотелю удается вырваться из парменидовой ловушки, он под воздействием Платона формирует свои универсалии, а также предостерегает использовать квантор всеобщности в силлогизмах. Но у тех, у кого дедуктивное мышление не имеет своих предохранителей, проявляется плохое понимание наук как гуманитарных, так и естественнонаучных.

Во многом, Парменид виновен в возникновении множества тупиковых метафизических конструктов, его мир – мир сплошных слов, логически выводящихся одним из другого.

Биография

Парменид родился в городе Элея, греческой колонии на территории современной Италии, около 540 года до н.э. О жизни Парменида известно немногое. Согласно многочисленным источникам был учеником Ксенофана, которого иногда также относят к Элейской Школе философии, однако современные исследования утверждают, что его учителем был пифагореец Аминий. Некоторые аспекты учения Парменида могут быть расценены как критика пифагореизма, развивавшегося в Италии в этот же временной период. Учеником Парменида был Зенон, известный своими апориями, призванными подтвердить и защитить от критики учение Парменида. Известно также, что Парменид был политиком и создал законы для жителей своего полиса, однако его политические тексты не сохранились. О смерти Парменида также ничего не известно.

Единственное дошедшее до современности сочинение Парменида – поэма “О природе” (др.греч. Περί φύσεως) – сохранилась в фрагментарном виде. Она представляет из себя описание путешествия юноши-философа к богине Правды и последующего разговора с ней, в котором и раскрываются основные тезисы философии Парменида

Античные толкования проблемы происхождения и развития живого

Достижения в развитии биологических знаний в античности были не столь выдающимися, как в астрономии и математике, но, тем не менее, и здесь был достигнут значительный прогресс. Древний мир признавал функцию первичного накопления эмпирического материала об органических явлениях и процессах. Это еще не научная биология, но уже ее отдаленные предпосылки.

Древние натурфилософы обратили свой взор к органическому миру и построили первые умозрительные схемы, объясняющие его происхождение и развитие. На основе этих умозрительных концепций в конечном итоге возникли два противоположных подхода к вопросу о происхождении жизни.

Первый подход, религиозный идеализм, постулировал, что жизнь не могла возникнуть на земле естественным, объективным, само собой разумеющимся путем; жизнь — результат божественного акта творения (креационизм), и поэтому все существа обладают особой «жизненной силой» (vis vitalis), независимой от материального мира, которая управляет всеми жизненными процессами (витализм).

Наряду с идеалистическим подходом в античности был разработан материалистический подход, основанный на идее, что под воздействием природных факторов жизнь может возникнуть из нежизни, органическое из неорганического. Так возникла идея самозарождения живых организмов из неживых. Например, согласно учению Анаксимандра, живые существа образуются из апейрона по тем же законам, что и вещи неорганической природы. Он считал, что животные изначально родились из влаги и земли, нагретой солнцем. Первые животные были покрыты чешуей, но когда они достигли зрелости, вышли на сушу, их чешуя лопнула, и, освободившись от нее, они стали вести образ жизни, свойственный каждому из них. Все виды животных появились на свет независимо друг от друга. В древней натурфилософии нет понятия о генетическом родстве видов, нет понятия об исторической эволюции животного мира. Однако в отношении человека Анаксимандр, по-видимому, уже допускал возможность его происхождения от организмов другого вида.

Еще более подробная теория происхождения жизни была выдвинута Эмпедоклом, с именем которого связано первое предположение о существовании ископаемых останков вымерших организмов. Биологические воззрения Эмпедокла были тесно связаны с его философией. Он предполагал существование четырех элементов мира (огня, воздуха, воды и земли), каждый из которых состоит из вечных частиц, способных взаимодействовать с другими, и двух «сил» — любви и вражды, которые объединяют (любовь) или разделяют (вражда) разрозненные частицы. Эти две силы являются двигателями всех процессов во Вселенной .

Эмпедокл представлял себе происхождение живых существ следующим образом: Жизнь зародилась на нашей планете еще до рождения солнца; в те досолнечные времена землю постоянно поливали обильные дожди; поверхность земли превратилась в оловоподобную массу; из недр земли, содержащих внутренний огонь, огонь периодически вырывался наружу, заставляя подниматься комки тины, которые принимали различные формы; Во взаимодействии земли, воды, воздуха и огня сначала возникли растения — предтечи и предшественники истинных живых существ, а со временем появились и животные формы, но это были причудливые существа, по сути, это были даже не животные в нашем понимании, а лишь их отдельные обрывки, части, органы.

Эмпедокл рисует почти сюрреалистическую картину биогенеза: «Головы появились без шей, руки двигались без плеч, глаза блуждали без лба.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Здесь темы курсовых работ по философии

Читайте дополнительные лекции:

  1. Определение оснований бытия
  2. Происхождение религии: гипотезы, догадки, факты
  3. Идея богочеловечества как политическая утопия
  4. Личность в социальной философии
  5. Философия техники: основные проблемы — Инженеры-философы и первые философы техники
  6. Идея всемирности исторического процесса в философско-исторической концепции «локальных цивилизаций»
  7. Понятие общественного договора
  8. Разница между социальным субъектом и гносеологическим субъектом
  9. Критика морали в философии Ф. Ницше
  10. Социокультурная обусловленность познания

Гераклит.

Гераклит – иониец из Эфеса (расцвет жизни – ок. 500 г. до н.э.). Фундамент его мышления – милетская космология. Презрение к многознанию (многознайству). Гераклит полагался на интуицию. «Я искал самого себя». Прозаическая работа «О природе».

Гераклит Эфесский.

Характерные черты учения Гераклита. Изменчивость. Логос.

1. Принятие изменения за вечный закон бытия. «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку». Все вещи пребывают в постоянном течении и изменении, нигде во вселенной не найти вечного покоя и неизменной стабильности. Существует не столько постоянное изменение, сколько постоянная вражда – столкновение противоположностей и есть условие жизни. Гармония вражды и контраста.

Гераклит противопоставляет свое учение учению Пифагора с его поиском вечного и неизменного, а также отвергает пифагорейские возвышения света над тьмой, мужчины над женщиной и т.д. Для Гераклита оба члена пары неразделимы и необходимы, один без другого невозможен.

2. Однако этот изменчивый мир не просто хаос. Он управляется внутренним принципом порядка и меры. Имя управляющего принципа – Логос. Впервые в философии Логос появляется именно у Гераклита.

Логос Гераклита является универсальной «пропорцией смешивания», законом или принципом меры и порядка. Он действует на гармонию противоположных напряжений.

Логос – это закон, т.к. он есть Бог, живой всеуправляющий разум, который, по-видимому, может отождествляться с Вечно живым огнем, являющимся материей вселенной. Этот огонь не наш обычный огонь, а «вечно живущий», он превращается во все вещи, а вещи в него (цикличный процесс, вечно происходящий процесс, путь вверх и вниз).

Человек может закрыться в своем невежестве, а может открыть себя Логосу и мудрости.

Вывод. Логос Гераклита – универсальный принцип, который есть причина порядка, равновесия, гармонии и разумности в постоянном течении бытия, и в то же время он живой.

Достижения Гераклита:

1) единство жизни и разумности в одном понятии Логоса;

2) интуиция относительно природы мира, в котором мы живем – вещи подчинены закону постоянного изменения, единственно возможная гармония – хрупкая связь противоборствующих сил. Но этот мир не хаос, он един и управляется живым законом.

Софисты, Демокрит и Платон

Согласно Пармениду, существует два пути познания — путь истины и путь мнения. Путь истины — это познание разумом единичного бытия, отличного от бесконечного качественного разнообразия вещей, которое есть небытие. Путь истины — это путь разделения бытия и небытия. Путь мнения — это познание на плоскости ощущений, образов, которое не дает познания бытия, а движется только на плоскости поверхностных свойств вещей, на плоскости явлений, небытия. Путь мнения — это путь нефилософского, ошибочного познания.

Софисты, Демокрит и Платон делают разные выводы из учения элеатов и по-разному решают проблему элеатов. Софисты (например, Горгий) используют качественное различие между двумя мировоззрениями, двумя видами знания, чтобы обосновать субъективную и прагматическую природу знания, вплоть до скептицизма. (Знаменитый парадокс Горгиаса: «Ничто не существует; если бы оно существовало, его нельзя было бы познать; если бы оно было познано, его нельзя было бы передать другому»). Так кто же были софисты?

В середине V века до н.э. в условиях развивающейся рабовладельческой демократии возникла необходимость изменить систему образования: вместо гимнастики и музыки на первый план вышли риторика, логика и философия, которые были необходимы в судах и народных собраниях. Появились первые оплачиваемые преподаватели философии, риторики и логики. Они ходили по городам и учили красноречию — умению говорить, убеждать, побеждать в спорах, выигрывать дело в суде — за плату. Это были, как правило, яркие, активные, дерзкие, часто, видимо, наглые, с оттенком нигилизма, но талантливые люди, смело порывавшие со старыми традициями жизни и мышления.

Среди своих современников софист имел далеко не лучшую репутацию. Их часто считали утонченными шарлатанами или дилетантами. Этому была причина: софистика имела сильный прагматический аспект. Софисты учили, как побеждать в спорах не только во имя истины, но часто и вопреки ей. Например, Горгий заявил, что может как хвалить, так и порицать любую вещь, независимо от ее объективных свойств (использование двусмысленности и полисемантичности (многозначности) словесных выражений, нарушения логических связей мысли и т.д.). Итак, под софистикой понимается умение использовать полемику, силу слова, логику для доказательства чего угодно, умение представить правду как ложь, а ложь как правду, белое как черное, а черное как белое. Именно в софистике — корни направления в истории философии связаны со скептицизмом и агностицизмом, с неверием в возможность человеческого познания мира, отрицанием возможности и необходимости науки. Демокрит и Платон занимали иную позицию в вопросе познаваемости мира. Они верили в познаваемость мира, в возможность и необходимость науки, хотя по-разному понимали объекты и способы познания. Демокрит и Платон были основателями двух исторически первых научных программ познания природы.

Онтология

Парменид на фреске Микеланджело “Афинская Школа”

Парменид является одним из ключевых представителей ранней философской мысли, так как он выступил с новым пониманием категории бытия, фактически субстанциализировав ее. До сих пор ведутся споры, к какому направлению следует относить онтологическую картину мира Парменида – материалистической или идеалистической.

Бытие

Согласно философии Парменида, бытие (др.греч. ουσια) или мир, что для Элеата синонимично, обладает следующими свойствами:

1) Бытие есть, небытия нет (досл. “есть лишь бытие, ничто – его нет”) – принцип, ставший, впоследствии, одной из основных аксиом классической философии. Согласно данному принципу, существует лишь бытие, небытия же (которое Парменид понимает как пустоту, отсутствие чего-либо) в мире совсем нет. Здесь можно проследить за нашей речью: фраза “небытие существует” выглядит как оксюморон, так как фактически означает “несуществование существует”. Также невозможно мыслить пустоту, так как пытаясь ее помыслить, мы пытаемся помыслить “что-то”, а вовсе не “ничто”.

2) Бытие никогда не возникало и никогда не исчезнет, так как момент отсутствия бытия (до его появления или после гибели), означает существование небытия.

3) Есть только одно бытие, один мир, и все, что существует, принадлежит этому единственному миру.

4) Бытие не состоит из нескольких частей, оно едино и целокупно. Если бы это было не так, промежутки между отдельными вещами были бы заполнены пустотой-небытием.

5) Бытие неподвижно и не изменчиво. Для возникновения движения необходимо наличие пустоты, которую тело будет заполнять собой, передвигаясь из одной точки в другую. Пустота же означает небытие. То есть, если допустить возможность движения и изменения, нам придется признать, что мир пронизан фрагментами небытия, что нарушает принцип, изложенный в первом пункте.

6) Бытие имеет форму шара – Парменид не задает вопроса “Что находится за пределами бытия?”, ведь если оно ограничено формой, то что-то должно быть за границей. Возможно, фрагмент поэмы Элеата, в котором решается данный вопрос, был утрачен.

Апории Зенона

Тезисы Парменида были неоднозначно восприняты его современниками: многим они казались абсурдными, парадоксальными и противоречащими нашему опыту. Ученик Парменида, Зенон Элейский, поставил себе задачу отстоять идеи учителя, выразив их в форме парадоксальных загадок или историй, не имеющих, на первый взгляд, решения. Наглядно доказывая некоторые тезисы своего учителя, он ставил в тупик философов, критиковавших учение Парменида.

Атомистическая программа

Одним из главных достижений античной культуры было атомистическое учение Демокрита, основателя античного материализма. Жизнь Демокрита — образец глубокой преданности науке, знаниям о мире. Изучение науки, философии он ставил превыше всего, истина для него — высшая ценность. Демокрит заявил, что причинно-следственное объяснение, которому он предпочел владение (самое могущественное в то время) персидским троном. Он много путешествовал по Востоку, был в Египте, Вавилонии, Индии и Эфиопии, присваивая научные и философские достижения древних восточных культур.

Демокрит поставил перед собой задачу создать учение, которое могло бы преодолеть противоречия, зафиксированные элеатами. Другими словами, доктрина, которая бы примирила мировоззрение, открытое человеческим чувствам, с мировоззрением, построенным посредством дискурса и логики. Таким образом, он совершил переход от континуального к дискретному мировоззрению. Демокрит предполагал безоговорочное признание истинного бытия как существующего и как много существующего. Он убедительно показал, что мышление бытия, как и мышление движения, возможно, если ввести понятие неделимости элементарных основ этого бытия — атомов. Бытие в собственном смысле слова — это атомы, движущиеся в пустоте (небытие).

В отличие от элеатов, Демокрит учил, что реально не только бытие, но и небытие. Бытие — это атомы, небытие — это пустота, пустое пространство. Пустота неподвижна и бесконечна; она не оказывает никакого влияния на находящиеся в ней тела, на бытие. Идея пустоты привела Демокрита к концепции бесконечного пространства, в котором атомы (подобно частицам пыли в солнечном луче) беспорядочно движутся во всех направлениях.

Идея пустоты — это достаточно сильная абстракция, требующая высокой степени теоретического мышления.

Атом — это неделимая, абсолютно плотная, непроницаемая, неощутимая для органов чувств (из-за своего обычно небольшого размера), независимая частица материи; атом неделим, вечен, неизменен. Атомы никогда не создаются и никогда не умирают. Они бывают самых разных форм — сферические, угловатые, крючковатые, вогнутые, выпуклые и т.д. Атомы различаются по размеру. Они невидимы, о них можно только думать. При движении в полости атомы сталкиваются друг с другом и слипаются. Сплоченность большого количества атомов — это то, что создает вещи. Возникновение и уничтожение вещей объясняется добавлением и делением атомов; изменение вещей объясняется изменением порядка и положения (вращения) атомов. В то время как атомы вечны и неизменны, вещи преходящи и изменчивы. Таким образом, атомизм соединил в одной картине рациональные моменты двух противоположных доктрин, доктрин Гераклита и Парменида: мир вещей текуч и изменчив, а мир атомов, из которых состоят вещи, неизменен и вечен.

Согласно Демокриту, мир в целом представлял собой бесконечную пустоту, наполненную множеством отдельных миров. Отдельные миры возникли потому, что множество атомов столкнулись друг с другом и образовали вихри — круговые движения атомов. В вихрях крупные и тяжелые атомы группируются в центре, а более легкие и мелкие атомы оттесняются к периферии. Так возникли земля и небо. Небо образуют огонь, воздух и светящиеся тела. Земля — центр нашего мира, звезды находятся на периферии. Каждый мир закрыт. Количество миров бесконечно. Многие из них могут быть обитаемы. Демокрит впервые описал Млечный путь как огромное скопление звезд. Миры преходящи: одни из них только зарождаются, другие расцветают, а третьи уже умирают.

Влияние

Парменид оказал значимое влияние на последующую традицию. Его мысль стала каноничной не только для Элейской Школы, но и для традиционной Европейской философии в целом. Парменид первым стал воспринимать бытие субстанциально, таким образом демонстрируя первые образцы метафизического рассуждения. Его вклад в эпистемологию не исчерпывается отождествлением мысли и бытия, но наиболее выражен в разделении чувственного и рассудочного познания. Последующая традиция, следуя за Парменидом, также будет разделять эти два типа познания, отдавая предпочтение разуму, что можно назвать отличительной чертой классической европейской философии.

Один из диалогов третьей тетралогии Платона называется “Парменид” и посвящен разговору между молодым Сократом, Парменидом и Зеноном. В этом диалоге Парменид выступает как защитник Платоновского идеализма.

Like this post? Please share to your friends: