Диалектика: основные принципы и применение

Влияние Сократа и его майевтики на развитие философии и педагогики

Сократ, один из величайших древнегреческих философов, оказал огромное влияние на развитие философии и педагогики. Его метод ведения диалога, известный как майевтика, стал основой для многих философских и педагогических подходов.

Майевтика, или «искусство разумного рождения», основывается на идеи, что все люди имеют в себе скрытые знания и истины, которые могут быть раскрыты через диалогический процесс вопросов и ответов. Сократ верил, что через критическое мышление и самоанализ можно достичь истины и моральных ценностей.

Метод майевтики, применяемый Сократом в своих беседах, был революционным для своего времени. Вместо того, чтобы проповедовать истины, Сократ постоянно задавал вопросы своим собеседникам, выясняя их мнения и логические противоречия. Он стремился провести собеседника к противоречивым ответам, демонстрируя, что их собственные убеждения основаны на недостаточных или нелогичных предпосылках.

Влияние метода майевтики было огромным на развитие философии и педагогики. Майевтика подтолкнула людей к более глубокому и аналитическому мышлению, и в конечном итоге способствовала развитию рационального исследования и философского мышления

Сократский метод стал основой для разработки современных педагогических подходов, которые признают важность активного участия студентов в образовательном процессе, поощряют критическое мышление и диалог

Таким образом, вклад Сократа и его метода майевтики в философию и педагогику трудно переоценить. Его метод открыл новые горизонты мышления и помог студентам и исследователям в достижении истины и личностного развития.

Примеры майевтики Сократа

Сократ был очень лукавым, ироничным и опасным собеседником. Обычно в беседах он притворялся наивным простачком, заманивая оппонента в свои коварные сети.

Сохранилась запись разговора мудреца с неким Меноном. Для начала Сократ спросил последнего о роде его деятельности. Не подозревая никаких подвохов, добродушный Менон начинает поучать философа. Однако очень скоро, вследствие грамотно поставленных вопросов, собеседник окончательно теряется. Сократ же, в свою очередь, продолжает иронизировать над наивной жертвой.

Когда оппонент лишался своей самоуверенности, он был готов к совместному поиску истины. Спрашивая другого, Сократ и сам исследовал предмет разговора, потому как не считал себя знающим. Вот почему он называл свое искусство «повивальным», ведь в таком диалоге и рождалась истина.

К истине через диалог

Определение 1

Педагогика – это наука, занимающаяся вопросами воспитания и развития человека, преимущественно в детско-юношеском возрасте.

Педагогика своими корнями уходит в философию, в глубинные пласты человеческой цивилизации, когда люди впервые стали задумываться о том, что процесс воспитания и обучения подрастающего поколения требует качественного и целенаправленного подхода, а также предварительной подготовки к нему от тех, кто будет осуществлять его реализацию.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Метод обучения Сократа 490 руб.
  • Реферат Метод обучения Сократа 260 руб.
  • Контрольная работа Метод обучения Сократа 250 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Как только процесс обучения начал выделяться в самостоятельную общественно значимую функцию, то перед людьми встал вопрос об обобщении накопленного педагогического опыта. Впервые над этим вопросам задумался Сократ, который решил посредством обобщения имеющегося опыта разработать эффективный и универсальный метод обучения.

Основной педагогики Сократа являются диалоги.

Определение 2

Диалог (по определению Сократа) – это определенное одушевленное поле поиска, «посещение» которого обязательно только в паре, так как без присутствия двух людей поиск истины не состоится, ввиду невозможности возникновения общения.

Без организации настоящего диалога, по мнению Сократа, невозможно получить подлинную мудрость, доступной является лишь мнимая. В диалоге каждый из участников имеет равные права, вне зависимости от статуса, а сказанное воспринимается в одинаково степени. Даже если общаются ученик и педагог.

Требуется вычитка, рецензия учебной работы? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

В настоящее время, метод обучения посредством диалога, разработанный Сократом, является популярным и прочно вошедшим в мировую практику.

Метод диалога уникален тем, что он позволяет передать знания от педагога к ученику, без утомительной зубрежки. По мнению Сократа, чтобы человек усвоил или сказал что-то умное, необходимо во время диалога задавать ему наводящие вопросы, тем самым помогая самостоятельно искать истину. Добытая таким образом истина запомниться намного лучше, нежели та, которая дана в готовом виде и человек стремится выучить наизусть.

Методы обучения Сократа дошли до современности, во многом благодаря сочинениям Платона. Как известно Сократ не оставил после себя никакого письменного наследия, так как он предпочитал устный жанр.

Основные идеи Сократа в педагогике состояли в том, что при обучении в первую очередь необходимо обращаться к душе, которая содержит много знаний, в том числе и в области точных наук (геометрия, математика)

Важно, чтобы в процессе диалога между учеников и учителем, ученик поверил в свои знания и смог их раскрыть, тем самым породив собственную «истину»

Замечание 2

Ведущий принцип обучения Сократа гласил:

«Учись разумно, используй свой собственный ум в полную силу»

Пример диалога из 3 этапов

Представьте диалог, касающийся приобретения автомобиля. Допустим, что ваш собеседник считает дорогие машины более качественными. Недорогие же варианты для него — источник дополнительных хлопот. Как построить разговор?

  1. Согласие. Скажите, что автомобили действительно могут быть и дешевыми, и дорогими. То же самое касается и качества. Согласитесь с этим утверждением.
  2. Сомнение. Здесь можно упомянуть тот факт, что не все дорогие автомобили подойдут для наших дорог и климатических условий. Да и запчасти на них не всегда получается купить беспроблемно. В некоторых случаях приходится делать заказ заграницей.
  3. Аргументация. На этом этапе будет уместно заметить, что для машин подешевле и попроще легче найти необходимые детали. Их можно купить в любом автосалоне. Не придется сломя голову искать их в других городах или странах, а после месяцами ждать доставку.

Сократовский метод ведения диалога применим в любой сфере. Он поможет вам выйти победителем из любой, даже самой неудобной или щекотливой ситуации.

Классическая немецкая философия

С конца XVIII века в истории диалектики наступил новый этап. Связан он с работами немецких философов. В своих научных трудах мыслители Германии сделали основой диалектики понятие идеала. Диалектическое учение стало универсальным методом познания мира. Немецкие мыслители считали диалектику первоначалом бытия.

Работы Канта об антиномии, противоречиях разума стали значительным шагом для всей философии в целом и диалектики как ее части. В них представитель немецкой философии выразил объективные противоречия бытия. Сам Кант считал их причиной самопротиворечия разума. Антитезисы, иллюзии разума, которые тот порождает в стремлении к абсолютному знанию, разоблачаются диалектикой.

Другой философ Германии – Фихте, применил диалектику как способ восхождения от одного к другому через противоположности. Точкой отсчета, относительно взглядов немецкого ученого, является самосознание.

Последователь Канта, философ Шеллинг, развивал в своих трудах понимание противоречивости природных процессов.

Тема диалектики занимает центральное место в работах Гегеля. Многие философы обращались к этой теме до него. Но именно этот философ внес большой вклад в развитие диалектики.

Этим термином он обозначает перерождение одного определения в другое, при котором открылось, что они оба отрицают сами себя, потому что являются односторонними и ограниченными.

Гегель преподнес миру главные законы диалектики в философии:

  1. Отрицание отрицания. Борьба со старым через преемственность развития возвращает к старому, но в новом качестве.
  2. Метаморфозы количества изменений в качество и обратно.
  3. Борьба и единство противоположностей.

Гегель трактовал диалектику как единственно верный, пусть и своеобразный, способ познания, который противостоит метафизике.

Как научиться методу сократовского диалога?

Для этого необходимо придерживаться следующих правил.

  • Предварительно логически продумать свою речь, тщательно ее проанализировать. Чтобы оппонент понял и затем принял идею, необходимо и самому ее очень хорошо понимать. А для этого необходимо изложить все свои мысли на листе бумаги. Затем выделяют главные тезисы и логическую аргументацию к ним. Только так можно полностью разобраться в теме, четко и ясно донести ее до своего собеседника.
  • Затем написанные на бумаге тезисы следует переформулировать в вопросы. Этими понятными наводящими вопросами и можно подвести собеседника к нужному умозаключению.
  • Увлечь своего собеседника. Есть такой тип людей, которые не склонны даже вступать в диалог, не говоря уже о том, чтобы выслушивать своего оппонента. Поэтому начало беседы следует продумать особенно тщательно.
  • Стараться проявлять инициативу – не следует дожидаться, когда собеседник сам начнет говорить.

«Досократики»

Учение Сократа было столь отличающимся от других, что появился термин «досократики», то есть «философы, разрабатывавшие свои учения до Сократа». И утвердился он в 1903 году благодаря немецкому филологу Герману Дильсу (1848–1922).

На самом деле Сократ жил в одно время с большинством философов, которых относят к «досократикам». И термин не подразумевает, что они физически существовали до Сократа.

Скорее, он отражает различия в идеологии и принципах. Многие досократики создавали философские тексты, которые, к сожалению, не сохранились. Наше представление о них основано на сохранившихся фрагментах их работ, а также цитатах в работах более поздних историков и философов, обычно отличавшихся предвзятостью.

Первая научно-философская школа досократиков была основана в городе Милете, на западном побережье Анатолии (территория современной Турции). Тремя главными ее представителями стали Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Это милетская школа. Пифагор и Гераклит Эфесский — тоже относятся к досократикам. Как и Ксенофан, Парменид, Зенон Элейский и Мелисс Самосский, а также Левкипп и Демокрит.

Слово «философия» в переводе с древнегреческого означает «любовь к мудрости». Полюбите ее тоже. Это здорово.

По материалам книги «Философия. Краткий курс»

К истине через диалог

Определение 1

Педагогика – это наука, занимающаяся вопросами воспитания и развития человека, преимущественно в детско-юношеском возрасте.

Педагогика своими корнями уходит в философию, в глубинные пласты человеческой цивилизации, когда люди впервые стали задумываться о том, что процесс воспитания и обучения подрастающего поколения требует качественного и целенаправленного подхода, а также предварительной подготовки к нему от тех, кто будет осуществлять его реализацию.

Как только процесс обучения начал выделяться в самостоятельную общественно значимую функцию, то перед людьми встал вопрос об обобщении накопленного педагогического опыта. Впервые над этим вопросам задумался Сократ, который решил посредством обобщения имеющегося опыта разработать эффективный и универсальный метод обучения.

Основной педагогики Сократа являются диалоги.

Определение 2

Диалог (по определению Сократа) – это определенное одушевленное поле поиска, «посещение» которого обязательно только в паре, так как без присутствия двух людей поиск истины не состоится, ввиду невозможности возникновения общения.

Без организации настоящего диалога, по мнению Сократа, невозможно получить подлинную мудрость, доступной является лишь мнимая. В диалоге каждый из участников имеет равные права, вне зависимости от статуса, а сказанное воспринимается в одинаково степени. Даже если общаются ученик и педагог.

В настоящее время, метод обучения посредством диалога, разработанный Сократом, является популярным и прочно вошедшим в мировую практику.

Метод диалога уникален тем, что он позволяет передать знания от педагога к ученику, без утомительной зубрежки. По мнению Сократа, чтобы человек усвоил или сказал что-то умное, необходимо во время диалога задавать ему наводящие вопросы, тем самым помогая самостоятельно искать истину. Добытая таким образом истина запомниться намного лучше, нежели та, которая дана в готовом виде и человек стремится выучить наизусть.

Методы обучения Сократа дошли до современности, во многом благодаря сочинениям Платона. Как известно Сократ не оставил после себя никакого письменного наследия, так как он предпочитал устный жанр.

Основные идеи Сократа в педагогике состояли в том, что при обучении в первую очередь необходимо обращаться к душе, которая содержит много знаний, в том числе и в области точных наук (геометрия, математика)

Важно, чтобы в процессе диалога между учеников и учителем, ученик поверил в свои знания и смог их раскрыть, тем самым породив собственную «истину»

Замечание 2

Ведущий принцип обучения Сократа гласил:

«Учись разумно, используй свой собственный ум в полную силу»

Три этапа сократического диалога

Итак, сократический диалог состоит из 3 частей. Каждая из них преследует свою цель:

Согласие. Собеседник уже не хочет противоречить вам.
Сомнение

Осторожно говорите о том, что думаете по теме разговора.
Аргументация
Принимая во внимание аргументы оппонента, вы предлагаете решение ситуации.

Рассмотрим подробнее на примере. Допустим, ваше мнение и мнение человека кардинально отличаются друг от друга. Вы уверены в своей правоте, но все попытки ее доказать встречают на пути сопротивление или полное игнорирование. Что же делать? Использовать метод Сократа.

Согласие

На этом этапе вам нужно найти что-то общее, то, с чем вы сможете согласиться без ущерба для своей точки зрения. Дайте оппоненту понять, что вы ни в коем случае не давите на него. Такой подход поможет направить диалог в позитивное русло, и вы сможете хотя бы кратко высказать свое мнение.

Вам нужно сделать так, чтобы ваше согласие показывало, как обстоят дела на самом деле, а не было формальностью.

Сомнение

Как только вы установили дружелюбную атмосферу, переходите к поиску слабых мест в аргументации со стороны собеседника. Это поможет убедить его в том, что давление здесь неуместно.

Военные говорят, что для победы в войне не обязательно на 100% превосходить врага во всех отношениях. Достаточно обладать превосходством всего лишь на одном этапе. Так же и в диалоге. Согласно методу Сократа, нет необходимости отвергать абсолютно все, что говорит человек. Усомнитесь в каком-нибудь одном моменте его рассуждений. Одно сомнение вызовет волну других. Благодаря этому собеседник сможет критически оценить свое мнение.

На этом этапе важно помнить 2 момента. Во-первых, не стоит доказывать оппоненту, что он в корне не прав

Сделайте так, чтобы он сам пришел к этому умозаключению. Во-вторых, пытайтесь смотреть на ситуацию со стороны другого человека. Ищите не то, что вызывает сомнение у вас. Подумайте, в чем может сомневаться собеседник.

Аргументация

Теперь пришла очередь озвучить вашу точку зрения. Вы можете приводить аргументы, обосновывать и отстаивать свое мнение. Человек к этому этапу уже не будет оказывать сопротивление. Он будет готов воспринимать то, что вы говорите.

Если все сделать правильно, то к этому этапу вы сможете привести те аргументы, которые подходят именно для вашего собеседника. А это значит, что они окажутся более эффективными, чем общие фразы.

Что такое метод Сократа, и из чего он состоит

Метод Сократа, как и все его учения, основан на том, чтобы поставить под сомнение убеждения собеседника, допустить его невежество и найти истину во время дискуссии. 

Фото автора Zack Jarosz: Pexels

Ты же помнишь, что она рождается в споре? Сократический диалог направлен на устранение доксы (мнения) и достижение эпистемы (знания). По мнению философа, правда может появиться только после того, как будет устранена ложь. Таким образом, его метод состоит из двух компонентов:

Ирония.

Первая часть сократического диалога носит отрицательный характер, поскольку предполагает отказ от предвзятых мнений и убеждений. А кому понравится провокация?

Ирония предполагает определённые вопросы, которые дают понять собеседнику, что знания, которые он считал аксиомой, были ничем иным, как мнением обывателя или частичной интерпретацией реальности. Для Сократа незнание было предпочтительнее предрассудков. При этом вопросы должны быть такими, чтобы собеседник осознал собственное невежество, но не прекратил обсуждение.

Майевтика, в переводе с греческого — «роды».

Эта часть диалога была вдохновлена семьёй Сократа. Его мать была акушеркой, и её деятельность философ посчитал схожей со своей: она помогала рожать детей, а он помогал «рожать» идеи. Сократ говорил о том, что все ответы уже заложены внутри человеческой души, а правильные вопросы могут вытолкнуть их наружу. Майевтика основана на плавном переходе от простейших размышлений к более сложным.

Метод Сократа

Метод Сократа поощряет саморефлексию и направлен на развитие независимого мышления. Он не «учит» в общепринятом смысле этого слова. Вместо того чтобы искать новые знания, собеседник, запутавшись в противоречиях, берёт на себя роль наивного слушателя и с помощью вопросов приходит к той точке зрения, которая актуальна именно для него.

Принципы диалектики

  1. всеобщей связи – целостность и внутреннее единство окружающего мира, его взаимосвязь с процессами, явлениями, предметами;
  2. развития – основа диалектики. Борьба противоположностей, приводящая к изменению качества и саморазвитию.
  3. системности – все связи в мире упорядочены и подчинены иерархическому порядку, благодаря этому система целостна и целесообразна;
  4. причинности – все обусловлено, т.е. имеет внешнюю или внутреннюю причину, которая порождает следствие и возникновение причинно-следственных связей;
  5. историзма – окружающий мир вечен, а его история неуничтожима. Существование и развитие длятся всегда.

Средние века

Диалектика философии продолжила свое развитие в средневековье. Главенство религиозного монотеизма перевело диалектику в теологическую область. В отличие от античности, ее трактовали уже по-другому. Обычно под этим понятием означалось любое искусство дискуссии, если заданные вопросы и последовавшие ответы были правильными и доводы подобраны правильно, а рассматриваемая тема логически проанализирована еще до того, как была озвучена слушателям.

Диалектичность средневековья по своей сути опиралась на коллективизм феодальное общество.

Мыслители того времени пытались выполнить глобальную цель: обрести рай, на небесах или на земле. Основной проблемой, подлежащей рассмотрению, был переход от несовершенной реальности к идеальному будущему.

В своих учениях религиозные мыслители объединяли земной мир с идеальным небесным миром, от Бога-Сына к Богу-Отцу через Бога-Духа. Их целью оказывалось стремление охватить две ипостаси мира: телесную и духовную, низменную и возвышенную, земное и небесное, жизнь и смерть. И диалектика для средневековых философов выступала как предпосылка для решения данной проблемы.

Стоит отметить, что уже в средние века философия выработала все основные элементы диалектики, которые позднее включил в свои труды Гегель и которые используются и в наше время.

Майевтика Сократа

Главным способом сократовского обучения является майевтика.

Замечание 4

Майевтика (по определению Сократа) – это своеобразное искусство «родовспоможения», в котором матерью выступает философия, а повитухой философ.

То есть философ помогает «родиться» истине и мудрым мыслям. Майевтика направлена на обучение других делать то, что учитель (философ) умеет делать сам. Владение методом майевтикой является одним из важнейших инструментов. При помощи данного инструмента учитель из своих знаний и истин, создает необходимый для учеников «продукт».

По мнению, Сократа, лучшими учителями могут быть только мужчины. Это он объяснял тем, что только мужчина способен правильно найти, сформулировать и передать истину. В отличие от женщин, мужчины не зациклены на одном способе или приеме, они находятся в постоянном поиске. Поиск осуществляется посредством мыслей, которые приводят его к получению истинного и полноценного плода размышлений.

Истинный учитель не должен использовать чужие методы и способы обучения. Его основное предназначение заключается в том, чтобы на основании имеющегося педагогического опыта выработать собственную методику, которая не похожа на другие. Такое условие Сократ объяснял тем, что постоянно меняющиеся условия, меняют и требования, предъявляемые к обучению подрастающего поколения.

Таким образом, методы обучения Сократа не потеряли своей актуальности и в настоящее время. Современная педагогика ориентируется на обучение через диалог, который помогает учащимся самостоятельно находить и усваивать знания.

Майевтика: метод Сократа и философия познания

Что такое майевтика и в чем суть фразы «Я знаю, что ничего не знаю»? В этой части обсудим, как Сократ понимал знание и общался со своими учениками.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве
с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории
и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus

посмотреть все уроки

Автор урока
Анна Кигай
Специалист по философии эпохи Просвещения, лектор умного лагеря Марабу и проекта Шатология

О том, как Сократ объяснял собственный метод — майевтику, — мы узнаем из диалога Платона «Таэтет». Вот выжимка из пояснения Сократа, а ниже — наглядный пример сократического метода из другого диалога.

В переводе с древнегреческого «майевтика» значит «повивальное искусство». Мать Сократа Фенарета была повитухой.

В чем суть майевтики

Сократ считал, что его предназначение — довести до истины других, а не рождать мысли самому: «бог понуждает меня принимать, роды же мне воспрещает».

Неспособные ученики тоже встречались. Тех, в ком Сократ не находил признаков «беременности», он отдавал другим «мудрым мужам». Ученики, которые зазнавались и сами уходили от него, становились невеждами.

Метод Сократа часто называли жульническим: он приводил собеседника к нужным мыслям с помощью ряда наводящих вопросов.

Да, порой к верному ответу Сократ приводил собеседника сам, зато он заставлял его думать, а не давал готовые ответы — и в этом заключается ценность майевтики.

Сегодня метод сократического диалога широко применяется в психологическом консультировании.

Ниже, в отрывке из диалога «Менон» , Сократ и его собеседник рассуждают о природе добродетели

Обратите внимание на соотношение длины вопросов и ответов: иногда кажется, что Сократ делает всю работу за собеседника

Сократ: Теперь, видимо, нам и надо исследовать, что такое добродетель – знание или нечто иное.

Менон: По-моему, разобравшись в одном, надо исследовать и это.

Сократ: Так что же, разве, по нашим словам, добродетель не благо? Разве не остается в силе наша предпосылка, что она – благо?

Менон: Остается, конечно.

Сократ: Значит, если есть какое-либо благо, непричастное к знанию, то, может быть, и добродетель не есть какое-то знание; если же нет такого блага, которое не охватывалось бы знанием, то мы, предположив, что добродетель – это некое знание, сделаем верное предположение.

Менон: Так оно и есть.

Сократ: А разве не добродетель делает нас хорошими людьми?

Менон: Добродетель, конечно.

Сократ: А хорошие люди приносят пользу, потому что всякое благо полезно, не так ли?

Менон: Так.

Сократ: И добродетель тоже полезна?

Менон: Из того, что мы говорили, выходит, что так.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Представьте, что Сократ — интервьюер. Кого из наших современников вы бы хотели увидеть у него в гостях?

Поговорим о понятии знания в философии Сократа.

Гносеология — раздел философии, изучающий возможности познания мира человеком.

По мнению Сократа, знание — главная добродетель: «есть одно только благо — знание, и одно только зло — невежество».

Гносеологическую концепцию Сократа можно обозначить как идею о том, что, любое знание — это припоминание. Без этого тезиса майевтика невозможна.

Сократ считал, все знания уже живут в нашей душе, нам нужно только вспомнить их. Когда-то души путешествовали в мире идей, всё знали и всё помнили. Но вдруг они ушли из этого мира, стали вещами и всё забыли.

Важно помнить, что в вопросах гносеологии сложно разделить позиции Сократа и Платона, так как многое, что мы знаем о Сократе, написал именно Платон.

Но как же Сократ мог говорить «Я знаю, что ничего не знаю» и одновременно верить в то, что все идеи живут в нас?

️ У этой знаменитой сентенции есть продолжение, о котором все забывают: «но другие не знают и этого».

Высказывание означает, что сфера знания безгранична: чем больше мы узнаем, тем больше соприкасаемся со сферой непознанного.

Соберем вместе главные термины урока:

Даймоний — внутренний голос, предостерегающий от плохих поступков. Иными словами, совесть.

Майевтика — философский метод Сократа, с помощью которого можно извлечь скрытые в каждом человеке знания рядом последовательных вопросов.

Софизм — логически неправильное рассуждение, умышленно выдаваемое за правильное.

Этический интеллектуализм — направление в этике, берущее начало в философии Сократа. Согласно ему, человек всегда стремится к добру, а осознанного стремления ко злу не бывает.

Как думаете, чем бы занимался Сократ, живи он в наше время? Выступал на теледебатах? Или записывал свой подкаст?

Метод Сократа

Сократ, вероятно, наиболее известен благодаря методу ведения разговора, который получил название в его честь — метод Сократа. Сократ начинал обсуждать какую-то тему с учеником. Задавая вопросы, он выявлял основную движущую силу, которая формировала убеждения оппонента, и так приближался к истине. Своими вопросами Сократ подчеркивал противоречия в мышлении собеседника, что позволяло ему прийти к единственно верному заключению.

Метод Сократа (elenchus — др.-греч. «испытание») заключается в опровержении утверждений. Можно выделить следующие шаги «сократовской» беседы.

  1. Собеседник выдвигает тезис, который Сократ считает ложным. Или Сократ задает собеседнику вопрос, например: «Что такое мужество?»
  2. Когда собеседник отвечает на вопрос, Сократ описывает ситуацию, с позиции которой ответ собеседника не имеет смысла, и настаивает, чтобы тот признал противоречивость своего изначального тезиса. Например, если оппонент говорит, что «Мужество — это стойкость души», Сократ может опровергнуть его утверждение заявлением, что «Мужество — это хорошо», а вот «Упорство без благоразумия — это плохо».
  3. Оппонент соглашается с противоречивостью своего суждения, а Сократ изменяет это утверждение так, чтобы включить в него исключение из правила.
  4. Сократ доказывает, что утверждение оппонента ложно и верно обратное. По мере того как оппонент меняет свою формулировку, Сократ продолжает ее опровергать. Тем самым ответы собеседника Сократа становятся всё ближе к истине.

Благодаря методу Сократа можно научиться критически мыслить, логически выстраивать свои аргументы, а также находить и ликвидировать слабые места в своей позиции.

Like this post? Please share to your friends: