Истина: определение, виды, критерии и признаки

Проблема истины в философии: суть и критический анализ

ВВЕДЕНИЕ

Как в прошлом, так и в современных условиях три великих ценности остаются высоким мерилом деяний и самой жизни человека – его служение истине, добру и красоте. Первая олицетворяет ценность знания, вторая – нравственные устои жизни и третья – служение ценностям искусства. При этом истина, есть тот фокус, в котором соединяются добро и красота.

Истина – это цель, к которой устремлено познание, ибо, как справедливо писал Ф. Бекон, знание – сила, но лишь при том непременном условии, что оно истинно. Истина есть знание. Но всякое ли знание есть истина? Знание о мире и даже об отдельных его фрагментах в силу ряда причин может включать в себя заблуждения, а порой и сознательное искажение истины, хотя ядро знаний и составляет, как уже отмечалось выше, адекватное отражение действительности в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий. Но что такое истина, истинное знание?

На протяжении всего развития философии предлагается целый ряд вариантов ответа на этот важнейший вопрос теории познания. Еще Аристотель предложил его решение, в основе которого лежит принцип корреспонденции: истина – это соответствие знания объекту, действительности. Р. Декарт предложил свое решение: важнейший признак истинного знания – ясность. Для Платона и Гегеля истина выступает как согласие разума с самим собой, поскольку познание является с их точки зрения раскрытием духовной, разумной первоосновы мира.

Д. Беркли, а позднее Мах и Авенариус рассматривали истину как результат совпадения восприятий большинства. Конвенциональная концепция истины считает истинное знание (или его логические основания) результатом конвенции, соглашения. Наконец, отдельными гносеологами как истинное рассматривается знание, которое вписывается в ту или иную систему знаний. Иными словами, в основу этой концепции положен принцип когерентности, т.е. сводимости положений либо к определенным логическим установкам, либо к данным опыта. Наконец, позиция прагматизма сводится к тому, что истина состоит в полезности знания, его эффективности. Разброс мнений достаточно велик, однако наибольшим авторитетом и самым широким распространением пользовалась и пользуется классическая концепция истины, берущая свое начало от Аристотеля и сводящаяся к корреспонденции, соответствию знания объекту.

Что касается других позиций, то при наличии и в них определенных положительных моментов они содержат в себе коренные слабости, позволяющие не согласиться с ними и в лучшем случае признать их применимость лишь в ограниченных масштабах. Что же касается этих слабостей, то их влияние – задача, которую предлагается решить самим студентам. Классическая концепция истины хорошо согласуется с исходным гносеологическим тезисом диалектико-материалистической философии о том, что познание есть отражение действительности в сознании человека. Истина с этих позиций есть адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он существует сам по себе, вне и независимо от человека, его сознания.

Существует ряд форм истины: обыденная или житейская, научная истина, художественная истина и истина нравственная. В целом же форм истины почти столько, сколько видов занятий. Особое место среди них занимает научная истина, характеризующаяся рядом специфических признаков. Прежде всего, это направленность на раскрытие сущности в отличие от обыденной истины. Кроме того, научную истину отличает системность, упорядоченность знания в ее рамках и обоснованность, доказательность знания. Наконец, научную истину отличает повторяемость и общезначимость, интерсубъективность.

Теории истины и их критерии оценки

Выделяют несколько теорий, каждая из которых дает свое определение этому понятию и имеет свои критерии оценки (табл.1).

Таблица 1. Теории истины

Концепция Определение Критерий оценки
Классическая аналогичность мыслей и реальности четкость, практический опыт
Когерентная знания, которые согласованы друг с другом единство с общей системой знаний
Прагматическая знание, которое доказало свою практическую пользу насколько она практична и эффективна
Конвенциональная результат соглашения соответствие элементов  всей системе

Чтобы определить является то или иное утверждение истинным, его нужно проверить. Для этой проверки были выделены особые критерии или параметры:

  • Она должна соответствовать законам логики;
  • Она должна соответствовать законам и теориям, которые были доказаны ранее;
  • Она должна быть простой и иметь формулировку, которая будет понятна каждому;
  • Она должна соответствовать фундаментальным законам;
  • Она должна быть парадоксальной;
  • Она должна быть доказана на практике.

Так как каждый из этих критериев не идеален и не может подойти для оценки в каждом конкретном случае, их можно оценивать как дополняющие друг друга. В современной науке принято брать за основу мнение, что истина в любом случае должна быть:

  • объективна
  • конкретна
  • процессуальна (постоянно развивается)

Истина является отправной точкой в проведении исследований, целью духовных поисков человека и основой его развития. То, что мы принимаем как истинное, становится стержнем, вокруг которого формируется личность. Она имеет огромное влияние как на деятельность каждого отдельного человека, так и на общество в целом. Чтобы еще глубже рассмотреть эту сложную тему, советуем также просмотреть предложенное видео.

Пути к истине

Начиная с XVII и XVIII веков, рассматривались два основных способа познания: Рационализм и эмпиризм.

Рационализм (от лат. Rationalisme – Рационализм, разумный, соотношение – Разум) – философское движение, признающее разум основой человеческого знания и поведения. Рационализм XVII-XVIII веков, утверждавший определяющую роль разума не только в знании, но и в человеческой деятельности, был одним из философских источников идеологии Просвещения. Идея заключается в научном подходе к поиску истины через индукцию, дедукцию, аналогию и моделирование.

Но в 20 веке многие философы начинают говорить о кризисе рациональности. Знание только по разуму дает нам идеализированные данные. Появляются некоторые переоценки обоснованности спекулятивных конструкций. Логические принципы часто опровергаются жизненной практикой. Рационализм не знает диалектики. Познание должно находиться в контакте с практикой, чего нельзя сказать о рациональном познании. Следовательно, истина – это всего лишь идеал, который не может быть достигнут.

Эмпирика (от греческого – опыт) – это школа мысли, которая признает опыт в качестве источника знаний и утверждает, что все знания основаны на опыте. Однако, другой человеческий факультет знаний, разум, рассматривается эмпиризмом как не более чем комбинация и перестройка материала, даваемого опытом, и в принципе не добавляет никакой ценности содержанию наших знаний. Методологически эмпирика – это принцип, согласно которому практика жизни, нравственности и науки должна основываться только на опыте.

Его клич звучит так: “Хватит кружить вокруг пустых абстракций, смотрите открытыми глазами, постигайте человека и природу, как они стоят перед вами, и воспользуйтесь моментом настоящего! “Здесь” пусть настоящее заменит паутину и смутные образы абстрактного мышления. Это тоже получает твердую почву, которой не хватало в прежней метафизике, т.е. получает бесконечное определение. знание эмпирики гносеологии истины.

По мнению эмпириков, восприятие – это форма восприятия внешнего мира, а это недостаток эмпирики. Восприятие как таковое всегда является чем-то единичным и преходящим; но знание на этом не останавливается, а ищет в воспринимаемом единичном то, что является общим и постоянным, и это и есть переход от простого восприятия к переживанию. По опыту эмпиризм в основном использует форму анализа. В восприятии у нас есть многогранный бетон, определения которого мы должны препарировать, как отшелушивание слоев от лука. Таким образом, это рассечение имеет тот смысл, что мы отделяем расплывчатые определения, рассекая их и ничего не добавляя к ним, кроме субъективной активности рассечения.

Проблема №2: существование объективной истины и узнаваемость мира.

Когда мы говорим об объективной истине, мы имеем в виду такое содержание человеческого познания, которое не зависит от воли и желаний субъекта. И если есть такая объективная истина, то можно сказать, что мир знает. В свою очередь, только мир с универсальными законами существования и развития может быть познан. Если бы мир был только изменчивым, существование стабильных структур было бы невозможно; если бы он был только неизменным, то достаточно было бы рефлекса для существования живого существа.

Вопрос, с которым веками боролся человек с неуправляемым мышлением, заключается в том, как можно познать, знает ли мир в принципе.

Действительно, вселенная бесконечна, но человек конечен, и невозможно познать бесконечность в его конечном опыте. Этот вопрос имеет настойчивую философскую мысль в различных формах. Пытаясь ответить на него, три основные линии кристаллизовались отчетливо: оптимизм, скептицизм и агностицизм. Оптимисты утверждают основную узнаваемость мира; агностики, с другой стороны, отрицают это. Скептики отрицают известность мира в принципе, но выражают сомнения в достоверности знаний.

В современной немарксистской философии выдвигаются различные аргументы в защиту невозможности познания определенных явлений и сторон реальности. Натуралистические аргументы ссылаются на специфику человеческих чувств и сводятся к утверждению о невозможности преодоления ограниченных условий знания.

Основная проблема агностики заключается в том, что объект в процессе своего познания неизбежно преломляется через призму наших чувств и мышления.

Относительность истины возникает, прежде всего, в связи с тем, что мир находится в постоянном и бесконечном развитии и изменении. Наши знания о мире развиваются и углубляются. Знания развиваются бесконечно, постепенно. Относительность истины также вытекает из ее конкретности.

Религиозное понимание истинности

Многочисленные взаимоисключающие религии в вопросе осмысления правды приходят к одному выводу: истина Бога является последней нерушимой инстанцией.

Христианские талмуды, описывающие божьи заповеди (законы), предполагают безусловное верование в непоколебимость изложенного. Личность сама принимает решение верить ей или нет, понимая, что доказательств, подтверждающих каноны, не существует. Особенность человеческого разума характеризуется потребностью веры. Человек свято верит в силу исповеди, которая способна очистить душу.

Восточные религии призывают признавать нерушимый авторитет Учителя, слово которого необходимо воспринимать святым, оно не обсуждается. Мораль в таких случаях уже не рассматривается, как базовая составляющая, основное – наставление Учителя. Только его слово способно спасти. Истина древневосточных постулатов выступает спасительным озарением.

Общие положения об использовании и хранении информации и материалов

  1. Пользователь признает, что Оператор может устанавливать ограничения в использовании Сервиса, в том числе — максимальный размер загружаемых файлов, максимальное количество обращений к Сервису за определенный период времени и прочие ограничения.

  2. Пользователь предоставляет Оператору неисключительную лицензию для использования, включая воспроизведение, распространение, переработку, публичный показ и доведение до всеобщего сведения материалов, размещенных Пользователем в рамках Сервиса для публичного просмотра, в качестве контента Сервиса, в целях продвижения Сервиса и его рекламы. Автор указанных в настоящем пункте материалов сохраняет за собой все имущественные и личные неимущественные авторские права, согласно законодательству РФ и международным соглашениям.

  3. Оператор гарантирует, что фотография (аватар) и другие графические изображения, а также сведения о годе рождения, которые по инициативе пользователя, с его согласия и в его интересах размещаются в открытом контуре ИАС «ИСТИНА» не будут использоваться Оператором для установления личности этого пользователя.

  4. В случае удаления Пользователем материалов, права, упомянутые в п. 6.2. настоящих Правил, будут автоматически отозваны, однако Оператор имеет право сохранять архивные копии контента, размещенного Пользователями.

  5. Оператор имеет право запретить автоматическое обращение к Сервису а также прекратить прием любой информации, сгенерированной автоматически. Оператор по своему усмотрению может прекратить поддерживать связь с сетями, нарушающими нормы действующего российского и международного законодательства, условия настоящего Пользовательского соглашения, а также общепринятые принципы взаимодействия, сложившиеся в сети Интернет.

  6. Пользователь соглашается с тем, что информация Пользователя может быть передана партнерам Оператора исключительно в целях реализации функциональных возможностей, предоставляемых Пользователю, в том числе совместно с этими партнерами, и исключительно в объеме, необходимом для надлежащей реализации указанных функциональных возможностей.

Религиозное понимание истинности

Многочисленные взаимоисключающие религии в вопросе осмысления правды приходят к одному выводу: истина Бога является последней нерушимой инстанцией.

Христианские талмуды, описывающие божьи заповеди (законы), предполагают безусловное верование в непоколебимость изложенного. Личность сама принимает решение верить ей или нет, понимая, что доказательств, подтверждающих каноны, не существует. Особенность человеческого разума характеризуется потребностью веры. Человек свято верит в силу исповеди, которая способна очистить душу.

Восточные религии призывают признавать нерушимый авторитет Учителя, слово которого необходимо воспринимать святым, оно не обсуждается. Мораль в таких случаях уже не рассматривается, как базовая составляющая, основное – наставление Учителя. Только его слово способно спасти. Истина древневосточных постулатов выступает спасительным озарением.

Истины глазами Стивена Лоу

В пятой главе “В логове релятивизма” Стивен Лоу, философ, преподающий в колледже Хейтропа Лондонского университета, хладнокровно и основательно разрушает идеи релятивизма. Начнем с самого общего противоречия релятивизма – все истины относительны. Возникает вопрос: является ли эта истина относительной или нет? Оба ответа:

  1. если да, то можно предположить, что не все истины относительны, а есть истины абсолютные.
  2. если на вышеприведенный вопрос дать отрицательный ответ, то релятивисты противоречат сами себе.

Релятивисты не сдаются и утверждают на этот раз, что некоторые истины все еще относительны. И есть 3 нити, которые подтверждают этот факт: моральный релятивизм, релятивизм к разуму и концептуальный релятивизм.

Что касается нравственного релятивизма, то трудно ввязываться в противоречия, потому что каждая культура, каждый народ, каждая страна имеет определенные традиции и обычаи, к которым нужно быть терпимым. На самом деле, однако, только “те, кто отвергает релятивизм, способны признать терпимость и чуткость в качестве универсальных добродетелей”. Все согласны с тем, что терпимость, чуткость, открытость – это добродетели, которые нужно поддерживать. Мы можем распознать это, не признавая релятивизма”.

Моральному релятивизму способствует релятивизм о разуме. Аргументы этой школы мысли основаны на том, что существуют не только традиционные, логические рассуждения, но и наши собственные внутренние стандарты рациональности. Следовательно, существуют различные виды рассуждений, и в зависимости от того, какое из них мы используем, то или иное является либо ложным, либо относительным. Но никакая одна форма рассуждения не может быть оправдана; все они попадают в порочный круг, в котором нет фундамента, той основы, на которой строится всякое рассуждение.

В игру вступает концептуальный релятивизм. В нем говорится, что некоторые истины все еще относительны, потому что существует много разных концептуальных систем. Что такое компьютер к одному – это просто черный ящик к другому; что такое аквариум к одному – это сосуд с водой к другому. Но просчет этой линии релятивизма заключается в том, что она имеет дело со скучной стороной релятивизма, когда люди говорят о разных вещах и поэтому не противоречат друг другу. Это скорее недоразумение, чем противоречие.

Like this post? Please share to your friends: