Мнение большинства: критерий истины или иллюзия?

Понятие истины

Для начала нужно выяснить, что в целом представляет собой истина.

Истина — знание, соответствующее предмету познания, отражающее в сознании субъекта такие объекты познания, какими они существуют в действительности, независимо от познающего субъекта. 

Свойства истины:

  • Объективность, то есть независимость от желаний, убеждений, притязаний познающего субъекта. 
  • Истина — это процесс, а не одноразовое действие постижения объекта полностью и сразу. 
  • Истина всегда конкретна, то есть связана с условиями места, времени и т.п., которые необходимо учитывать в процессе познания.
Почему истина такая же независимая, как и бизнес-леди?Истину можно сравнить с независимой и самостоятельной леди, которая финансово обеспечивает себя сама. Почему? Дело в том, что истина всегда объективна. Она не может быть субъективной, потому что содержит знание, не зависящее от людей. Например, истиной является тот факт, что трава зеленая. Если мы скажем, что трава фиолетовая, она от этого таковой не станет. Так и проявляется объективность истины, она независима от желаний и предпочтений людей.

Истина неподвластна ни отдельному человеку, ни человечеству в целом. То есть знание о действительности не может различаться у разных людей, а если оно всё-таки различается, то это уже не истина, а мнение. 

Представим ситуацию: Маша, живущая на севере, утверждает, что сейчас холодно. И действительно, -17 С — это далеко не тепло. Но в этот же время Петя, живущий на юге, говорит, что сейчас жарко, ведь термометр показывает 30 градусов тепла. По идее каждый говорит правду, разве это не субъективная истина?

Нет, это будет объективная истина, учитывающая место и время. В этом выражается такой признак, как конкретность истины. 

Роль субъекта в процессе познания, конечно же, важна. Ведь именно субъект использует определенные средства в процессе познания. От этих средств зависит то, насколько полным будет полученное знание.

Формы истины

Существуют различные формы истины. Они подразделяются по природе отражаемого (познаваемого) объекта, по типам объективной реальности, по степени совершенства овладения объектом.

Вся окружающая человека реальность представляется состоящей, в первом приближении, из материи и духа, которые образуют единую систему. И первая, и вторая сферы реальности становятся объектом человеческого отражения, а информация о них воплощается в истинах. Поток информации от материальных систем микро-, макро- и мегамиров формирует то, что можно назвать предметной истиной (она делится на предметно-физическую, предметно-биологическую и другие виды истины).

Предметом усвоения индивидом могут быть также определенные концепции, в том числе религиозные и научные. Мы можем сомневаться в соответствии своих убеждений набору религиозных доктрин, или в правильности нашего понимания теории относительности или современной синтетической теории эволюции; в обоих случаях используется понятие «истина», что приводит к признанию существования концептуальной истины.

Точно так же существуют представления, которых придерживается тот или иной субъект о методах, средствах познания, например, представления о системном подходе, о методе моделирования и т.д. Это другая форма истины — оперативная.

Кроме выделенных могут быть формы истины, обусловленные специфическими видами познавательной деятельности человека. Исходя из этого, существуют формы истины: научная, бытовая, моральная и другие.

К научной истине применимы критерии научности. Все признаки (или критерии) научной истины взаимосвязаны. Только в системе, в ее единстве, они способны распознать научную истину, отличить ее от истины повседневного знания или от «истин» религиозного или авторитарного знания.

Практически-мировое знание получает свое обоснование из повседневного опыта, из некоторых индуктивно установленных предписывающих правил, которые не обязательно обладают доказательной силой, не обладают строгой принудительностью. Дискурсивность научного знания основана на убедительной последовательности понятий и суждений, заданной логической структурой знания (причинно-следственная структура), формирующей чувство субъективной убежденности в обладании истиной. Поэтому акты научного познания сопровождаются уверенностью субъекта в достоверности их содержания. Поэтому знание понимается как форма субъективного права на истину. В условиях науки это право трансформируется в обязанность субъекта знать логически обоснованную, дискурсивно доказанную, организованную, систематически последовательную истину.

В рамках науки существуют модификации научной истины (в соответствии с областями научного знания: математика, физика, биология и т.д.).

Интуиция

Интуиция – это предполагаемая истина с неизвестным или, возможно, неизученным источником. Это суждение, не зависящее от рационального изучения фактов. Обычно это ощущается как внезапное ощущение и / или прилив мыслей, которые кажутся «правильными». Многие люди испытывают интуитивные прозрения, которые позже подтверждаются. Ученые иногда сталкивались с действительными теориями и доказательствами, мечтая или иным образом занимаясь мыслями о чем-то, не имеющем очевидного отношения к истине, которую они стремятся открыть. Интуиция – это в лучшем случае источник истины, а не критерий для их оценки. Интуитивное знание требует проверки с помощью других критериев истины, чтобы подтвердить его точность.

Исторически сложившийся критерий истинности в материалистической науке

Исторически сложившаяся господствующая в научных кругах культура осмысления жизни такова, что требование воспроизводимости процесса, которым некое знание было впервые получено, подменило собой принцип «практика — критерий истины», вследствие чего то, что воспроизводимо «независимыми исследователями» — почитается истинным, а тому, что невоспроизводимо «независимыми исследователями», — тому в научной состоятельности и истинности отказывается.

В действительности требование воспроизводимости не является критерием истинности результатов, поскольку объективно независимыми исследователями воспроизводимы и процессы получения определённых результатов, которые на поверку оказываются неадекватными жизни. Наряду с этим в жизни существуют ситуации, когда один и тот же результат может достигаться на основе подчас различной информации разными способами, каждый из которых впоследствии вовсе не обязательно может быть воспроизведён не только другими исследователями, но одним и тем же.

В отличие от требования воспроизводимости результатов (по существу алгоритмики их получения), принцип «практика — критерий истины» предполагает подтверждение или опровержение мнений, составляющих результат познания, в практической деятельности на основе этих результатов.

При этом многие предметные области исследований, в которых результаты невоспроизводимы в силу уникальности объективных явлений либо в силу неповторимости пути личностного развития тех, кто впервые их получил, выпали из сферы интересов науки и для неё как бы не существуют, представляясь предметом вымыслов, а не неотъемлемой частью познаваемой объективной реальности. К числу таких выпавших предметных областей принадлежит и весь «мистический» и религиозный опыт человечества.

Действительно то, что стало в своё время достоянием психики Моисея, Будды, Христа, Мухаммада, не может быть воспроизведено никем, прежде всего по двум главным причинам: во-первых, судьбы всех людей, включая и названых основоположников так называемых «мировых религий», уникальны, и, во-вторых, если предположить, что Бог есть и Он — Вседержитель, то можно полагать, что в каждую историческую эпоху в каждом обществе Промысел вёл человечество к разрешению тех проблем развития, в решении которых ныне либо вообще нет необходимости, либо которые должны ныне решаться иными средствами вследствие того, что человечество и обстоятельства его жизни изменились.

В результате описанной выше подмены и забвения принципа «практика — критерий истины» и произошло разделение науки и большинства традиционных конфессий.

Значение критериев истины в повседневной жизни

Понятие критериев истины играет важную роль в нашей повседневной жизни. Критерий истины — это совокупность условий или критериев, по которым мы определяем, что является истинным или правдивым.

В повседневных ситуациях мы постоянно сталкиваемся с вопросом о правдивости информации, которую нам предлагают. Критерии истины помогают нам различать правду от лжи и принимать обоснованные решения.

Одним из примеров критериев истины является эмпирический подход, основанный на наблюдении и опыте. Если информация подтверждается нашими собственными наблюдениями, мы склонны считать ее правдивой. Например, мы можем определить, что наступило лето, если наблюдаем высокие температуры, зелень деревьев и цветение цветов.

Также критерием истины может быть логический подход. При использовании логических законов и рассуждений мы можем проверять, соответствуют ли предлагаемые утверждения логической структуре и не противоречат ли имеющейся информации. Например, если утверждается, что все люди мертвы, а затем появляется живой человек, мы можем сделать вывод, что предыдущее утверждение неверно и его следует отвергнуть.

Другим критерием истины является авторитетный источник информации. Если информация поступает от эксперта или надежного источника, мы склонны доверять ей. У нас в повседневной жизни часто возникают ситуации, когда нам нужно опираться на мнение специалиста в определенной области, например, по вопросам здоровья, юриспруденции или финансов.

Значение критериев истины в повседневной жизни заключается в том, что они помогают нам различать правду от лжи, принимать обоснованные решения и основываться на достоверной информации. Используя критерии истины, мы можем избежать множества ошибок и недоразумений, а также снизить вероятность обмана и манипуляции.

Рождается ли истина в спорах

С давних пор люди считают, что истина рождается в спорах, но данное суждение тоже вызывает много вопросов и многие не согласны с таким утверждением. Чтобы вести конструктивную дискуссию, необходимо быть грамотным и осведомленным в том вопросе, на основании которого возник спор. Те люди, которые участвуют в спорах, часто импульсивные и могут нанести вред своему собеседнику. Не умение вести правильную дискуссию разрушает много семей, а друзья становятся врагами на всю жизнь. Для того чтобы правильно вести дискуссию необходимо понимать основные правила и не выходить за рамки разумного поведения.

Доказывая свою правду люди начинают отстаивать свою собственную точку зрения. Не смотря на предмет спора, сам процесс дискуссии предполагает различие во мнениях спорящих. Аргументы могут быть очень убедительными но истина от этого не измениться, кроме этого все стороны спора могут видеть лишь часть истины и заблуждаться в своих суждениях

Вот несколько правил, которые помогут осознать ошибки во время спора и научат правильно высказывать собственное мнение:

  • Не стоит спорить с глупцом, ибо вступая в спор с ним, вы становитесь таким же;
  • В некоторых случаях, умение выслушать собеседника может способствовать решению спора лучше любых фактов;
  • Не нужно спорить без причин, многие спорят по тому, что не хотят соглашаться;
  • Правда не всегда соответствует действительности и фактам;
  • Не стоит эмоционально реагировать во время спора, так вы не сможете отстоять свою позицию;
  • Очень часто доказательство истины приводит к утрате доверия, поэтому подумайте, прежде чем начинать спор;
  • Обращаясь к основным ценностям можно перевести спор в поиск истины;
  • Если вы знаете правду, преподносите её правильно;
  • Диалог – это лучше чем беспочвенный спор.

Спор должен приносить взаимное согласие и понимание у собеседников, в противном случае, такая дискуссия не имеет никакого смысла.

Классическое понимание истины и ее атрибутов

Вопрос истины является одним из фундаментальных и древнейших вопросов философии, первые попытки его осмысления были сделаны еще древнегреческими философами. Тогда же были выделены два стратегических подхода к его решению – онтологический и гносеологический.

В рамках онтологического подхода истина понималась как самостоятельная сущность, реализующая себя в бытие. Так, Платон представлял истину в качестве идеи и полагал, что она совершенно независима от человека. Гносеологический подход впервые был представлен у Аристотеля. Именно в его рамках было сформировано классическое понимание истины как соответствия знания реальности. При этом истина становилась атрибутом знания, а значит в определенной степени зависимой величиной от познавательных возможностей самого субъекта.

Получи помощь с рефератом от ИИ-шки

ИИ ответит за 2 минуты

Классическая концепция истины на долгое время стала доминирующей в философских кругах, ее развитие продолжалось в трудах средневековых мыслителей и философов Возрождения и Нового времени. При этом она разделялась как представителями материалистической, так и идеалистической философии, расхождения между которыми заключались лишь в понимании действительности, как материального мира или духовного. Впрочем, наибольшее развитие классическая концепция получила именно в трудах материалистов.

Представления об истине в классической концепции связаны с приписыванием ей ряда существенных черт таких как:

  • объективность,
  • субъективность,
  • абсолютность,
  • относительность,
  • динамичность,
  • процессуальность,
  • конкретность.

Замечание 1

Истина объективна по своему содержанию, т.е. истинность знаний не зависит от точки зрения или особенностей познающего субъекта, однако субъективна по форме, т.к. является свойством самого знания, а не реальности как таковой. Вне познания истины не существует.

Истина имеет абсолютный характер, истинное знание является полным, безусловным и окончательным, оно сохраняет свою актуальность в любую эпоху. Однако реальные знания человечества представляют собой относительную истину, поскольку не являются полными и окончательными, а их место в картине мира может варьироваться в зависимости от получения новых знаний.

Диалектический характер истины, наличие в ней внутренних противоречий – объективности и субъективности, абсолютности и относительности, – обуславливает процессуальное ее понимание. Истина не является неким застывшим во времени однажды и навсегда определенным знанием, напротив, истина всегда находится в процессе своего развития, перехода от относительности к абсолютности. Сущностным свойством истины является динамизм, поскольку истина есть не результат, а сам процесс познания окружающего мира.

Конкретность истины выражена в том, что истинность утверждения должна устанавливаться в каждом случае отдельно, сообразно его конкретным условиям и особенностям, и не может претендовать на всеобщность.

Примеры критериев истины

Существует несколько разных критериев, которые могут использоваться для определения истины высказываний. Вот некоторые из них:

  • Эмпирический метод: Этот критерий истины основан на опыте и наблюдениях. По этому критерию, высказывание считается истинным, если оно соответствует фактам, подтвержденным опытом или наблюдениями. К примеру, высказывание «Камень падает вниз» можно считать истинным, потому что оно соответствует наблюдаемому факту.

  • Логический метод: В этом критерии истины используется логическое рассуждение. Высказывание считается истинным, если оно логически следует из других истинных высказываний, или если оно является тавтологией, то есть высказыванием, которое всегда истинно. Например, если высказывание «Все люди смертны», а также высказывание «Сократ — человек», то высказывание «Сократ смертен» логически следует из этих двух предпосылок и считается истинным.

  • Авторитетный метод: По этому критерию, высказывание считается истинным, если оно подтверждается авторитетом или экспертом в соответствующей области знания. Например, если уважаемый ученый заявляет, что нашла новое лекарство от рака, мы, скорее всего, примем это высказывание как истинное, так как доверяем его авторитету и его знаниям в этой области.

Эти примеры критериев истины предоставляют общую идею о том, как можно определять истинность высказываний, но в конкретных ситуациях может быть полезно использовать комбинацию различных критериев или дополнительные методы для проверки истинности.

↑ Понятие «истина». Виды истины.

Истина — это достоверное знание о предметах и явлениях окружающего мира, цель человеческого познания.

Истина — это, прежде всего, соответствие представлений или утверждений реальному положению дел; объективное содержание чувственного, эмпирического опыта, понятий, идеи, суждений, теорий, учений и целостной картины мира.

Понимание истины как соответствия знания вещам восходит к мыслителям древности, в частности, к Аристотелю. Эта традиция была продолжена в философии Нового времени (Ф. Бэкон, Б. Спиноза, К.А. Гельвеций, Д. Дидро, П.А. Гольбах, М.В. Ломоносов, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышев ский, Л. Фейербах и др.).

Согласно некоторым теориям, существование объективной истины невозможно, т.к. все наши знания зависят исключительно от познающего субъекта и представляют собой некие «комплексы ощущений». Но в таком случае отрицается существование какой-либо однозначной истины. В противоположность данной точке зрения выступают ученые, признающие существование объективной истины, т.е. истины, которая отражает реальное положение дел, а мир таким, какой он действительно есть.

Объективная истина — это истина, которая соответствует объекту познания и не зависит ни от человека, ни от человечества.

Объективность истины говорит о том, что основой наших представлений о мире является сам материальный мир, существующий вне и независимо от нашего сознания. Другими словами, это факты, которые не зависят от человека, его желаний, интересов, стремлений и уровня знания.

Истину познают люди и объясняют ее в определенной форме (словах, символах, законах, теориях), что в свою очередь говорит о том, что истина зависит от человека, она — субъективна.

Субъективная истина — это факты, которые не могут существовать без субъекта (познающего).

Субъективность истины — это такая характеристика познавательного процесса, которая учитывает волю, желания, психический мир, стереотипы познавательного поведения человека, а также ограниченность чувственного уровня познания и связь познания с уровнем развития науки и техники.

Истина всегда конкретна, т.е. зависит от времени, условий и места.

Различают абсолютную и относительную истину.

Абсолютная истина — это несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное знание об объекте. Абсолютная истина полностью исчерпывает предмет и не может быть опровергнута при дальнейшем развитии познания. (Например, «Птицы имеют клюв», «Люди смертны» «Земля вращается вокруг Солнца. и т д.) 

Однако большинство ученых рассматривают абсолютную истину лишь как предел, к которому постоянно стремится наше знание, т.к. претензия на абсолютное знание к тому же противоречит одной из основных черт научного познания — установке на критичность.

Относительная истина — это неполное, неточное знание, верное лишь на определенном уровне развития общества, зависящее от определённых условий, места, времени и средств получения знаний. Может изменяться, устаревать, заменяться новым в процессе дальнейшего познания. (Например, изменения представлений людей о Земле: плоская и стоит на трех слонах, в форме шара, вытянутая или приплюснутая, Солнце вращается вокруг Земли. С развитием науки и техники эти знания были опровергнуты, и возможно, в будущем появятся какие-то новые факты).

Относительность получаемых знаний обусловлена рядом причин:

1) непостоянность и изменчивость окружающего нас мира;

2) ограниченность человека в возможности познания, которые определяются различными факторами (уровень развития производства, духовной культуры, средств наблюдения и эксперимента). В результате этого человек в процессе познания получает неполные знания, о по мере их накопления относительная истина все более приближается по своему значению к абсолютной.

Разница между абсолютной и относительной истинами — в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна, она всегда связана с определённым местом, временем, обстоятельствами.

Не всё в нашей жизни поддаётся оценке с точки зрения истины или заблуждения (лжи). Так, можно говорить о разных оценках исторических событий, альтернативных трактовках произведений искусства и т. п.

Последовательность (строгая)

Строгая последовательность – это когда утверждения связаны таким образом, что за ними следует одно утверждение. От другого. Формальная логика и математические правила являются примерами строгой последовательности. Примером может быть: если все As – это B, а все B – это Cs, тогда все As являются Cs. Хотя этот стандарт имеет высокую ценность, он ограничен. Например, посылки a priori (или самоочевидные), что требует еще одной проверки истинности для использования этого критерия. Кроме того, строгая последовательность может привести к отсутствию согласованности и полноты результатов

Хотя философская система может демонстрировать строгое соответствие с фактами, которые она рассматривает, все факты должны приниматься во внимание в качестве адекватного критерия истины, независимо от их ущерба для какой-либо данной системы

Применение критериев истины в науке

Научное исследование имеет свои особенности и требования, связанные с установлением доказательной истинности. Критерии истины являются важными инструментами в научном методе и применяются в различных областях науки. Вот несколько примеров применения критериев истины в научной работе:

  1. Эмпирический подход: Критерий истины в этом подходе основан на проверке гипотез и теорий с помощью опытных данных и наблюдений. Научное знание должно быть проверяемым и повторяемым. Эмпирические доказательства, полученные через эксперименты и наблюдения, являются главным критерием истины в этом подходе.

  2. Логический подход: Критерий истины в этом подходе основан на логике и формальной дедукции. Научные утверждения должны быть логически последовательными и противоречий быть не должно. Логика является основным критерием истины в этом подходе. Например, математика является одной из наук, где логический подход играет важную роль в установлении истинности.

  3. Критический подход: В науке критический подход предполагает критическую оценку и анализ научных исследований и результатов. Критическое мышление позволяет взвешивать доказательства, оценивать достоверность и надежность источников информации и принимать обоснованные выводы. Критический подход является важным критерием истины в научной деятельности, поскольку позволяет избегать ошибочных или недостоверных результатов.

  4. Социальный подход: В некоторых областях науки, таких как социология и психология, критерий истины связан с социальным консенсусом и признанием научных сообществ. Построение общепринятых моделей, теорий и фактов среди коллег в соответствующем научном сообществе помогает установить истинность научного знания.

Все эти подходы совместно помогают научному сообществу развивать познание и устранять ошибки и недостатки

Применение критериев истины в науке важно для создания надежного и достоверного научного знания. Научные доказательства, полученные с помощью таких критериев, становятся основой для разработки новых теорий, прогнозирования событий и принятия решений

Like this post? Please share to your friends: