Философия Демокрита: основные идеи и вклад в науку

Понятие и теории истины в философии

Первоначальное представление об истине было сформулировано в античной философии Парменидом. В своей онтологической концепции Парменид излагал положения, противоречащие общепринятых и очевидным вещам, – отсутствие движения, времени, развития, раздельности вещей и самих вещей как таковых. Отстаивая собственную позицию, Парменид подвергает критике чувственное восприятие мира, обозначая его как необъективное мнение, основанное на ненадежных источниках и противопоставляя ему собственные, истинные, а значит соответствующие настоящему положению вещей знания.

Получи помощь с рефератом от ИИ-шки

ИИ ответит за 2 минуты

Проблема истины становится одной из центральных проблем гносеологии и этики, свое позицию относительно различения истины и мнения высказывают Демокрит, Сократ, Протагор и многие другие. Однако первое устоявшееся определение истины, ставшее впоследствии классическим принадлежит Аристотелю.

Определение 1

Истина – есть соответствие нашего знания объективной действительности.

Однако по мере развития философии, религии, науки, этики возникают и другие подходы к определению истины ее содержания, роли и значения. К основным из них относят:

  • когерентный,
  • прагматический,
  • конвенциалистский,
  • семантический и т. д.

Когерентный подход основан на критериях логической согласованности и непротиворечивости знания. Истинное знание должно опираться на истинные посылки, а всю структура такого знания должна не иметь внутренних противоречий. Хотя данный подход позволяет критически оценивать различные системы, он не является абсолютным поскольку логической и непротиворечивой может быть и надуманная концепция, не имеющая отношения к действительности.

Прагматический подход меняет само понимание истины. Истинным считается то знание, которое способно принести практическую пользу, дать положительный эффект от своего использования. Данный подход сформировался в американской философии и науке. Его слабостью является недооценка фундаментальных и философских концепций, рассматривающих проблемы, выходящие за пределы актуальной проблематики.

Конвенциалистский подход рассматривает истину как соглашение, договор большинства о том, что можно читать истиной. Данный подход является идеалистическим, поскольку достичь реального согласия большинства членов какой-либо общности не предполагается возможным, но в тоже время точно отражает формирования субъективного представления об истине в малых группах, объединенных определенной догматизированной идеологией или религией.

Семантический подход к истине был разработан для уточнения классического, корреспондентского подхода, за счет введения дополнительного критерия, предполагающего установление не просто соответствии знания реальности, но и учету содержательной специфики этого сознания.

биография

Имя Демокрит означает «избранный народ». Этот философ был известен не только по имени, но и по прозвищам. Его звали Абдерит, Милезий или «философ, который смеется».

Демокрит жил между 460 г. до н.э. и 370 г. до н. э. был родом из города Абдера, ныне известного как Фракия, на Балканском полуострове, расположенном в северной части Эгейского моря. В то время Абдера была столицей великого полиса Греции.

Когда его отец умер, Демокрит получил наследство, которое он оставил ему. Используя эти деньги, он отправился в Персию, где он был учеником ученых и магов короля Ксеркса I.

исследования

Его исследования проводились в то время, когда Иерджес I проводил военную кампанию против греков, во время события, известного как «Медицинские войны», которое закончится завоеванием империи Ахеменидов Алехандо Маньо..

Говорят, что Демокрит жил экстравагантно, поэтому ему приписывают многочисленные истории, происходящие в разных местах, которые он посетил, включая Египет, Персию и Месопотамию..

Одна из его самых известных легенд гласит, что Демокрит разорвал ему глаза, потому что они избегали его концентрации во время его философских размышлений. Также сказано, что он смог почувствовать, что произойдет в будущем.

Есть также истории, рассказывающие, что Демокрит иронично смеялся над тем, как люди развивались перед лицом мировых достижений. Он часто смеялся, утверждая, что смех делает мудрецов.

смерть

Считается, что Демокрит умер в 370 г. до н. в возрасте 90 лет. Однако многие авторы того времени соглашаются, что он прожил более ста лет, чтобы добровольно покончить с собой..

Биография[]

Родился в городе Абдеры во Фракии. За время своей жизни много путешествовал, изучая философские воззрения различных народов (Древний Египет, Вавилон, Персия, Индия, Эфиопия). Слушал в Афинах пифагорейца Филолая и Сократа, был знаком с Анаксагором.

Рассказывают, что на эти путешествия Демокрит потратил большие деньги, доставшиеся ему по наследству. Однако растрата наследства в Абдерах преследовалась в судебном порядке. На суде, вместо своей защиты, Демокрит зачитал отрывки из своего произведения, «Великий мирострой», и был оправдан: сограждане решили, что отцовские деньги потрачены не зря.

Образ жизни Демокрита, однако, казался абдеритам непонятным: он постоянно уходил из города, скрывался на кладбищах, где вдали от городской суеты предавался размышлениям; иногда Демокрит без видимой причины разражался смехом, настолько смешными казались ему людские дела на фоне великого мирового порядка (отсюда его прозвище «Смеющийся Философ»). Сограждане сочли Демокрита умалишенным, и даже пригласили для его освидетельствования знаменитого врача Гиппократа. Тот действительно встретился с философом, но постановил, что Демокрит абсолютно здоров как физически, так и психически, и помимо этого утвердил, что Демокрит один из умнейших людей, с которыми ему приходилось общаться.
Из учеников Демокрита известен Бион из Абдеры.

Литература[]

Тексты и переводы

  • Маковельский А. О. Древнегреческие атомисты. — Баку, 1946.
  • Лурье С. Я. Демокрит: Тексты, перевод, исследования. — Л.: Наука, 1970. 664 стр.

Исследования

  • Асмус В. Ф. Античная философия
  • Асмус В. Ф. Демокрит. — М.: МГУ, 1960.
  • Верлинский А. Л. Дата рождения Демокрита у Аполлодора и Фрасилла (Заметки о методах античной хронографии) // MOUSEION: Профессору Александру Иосифовичу Зайцеву ко дню семидесятилетия. Сб. статей. — СПб., 1997. — С. 100—127.
  • Виц Б. Б. Демокрит. — М.: Мысль, 1979.
  • Верлинский А. Л. Необходимость, случайность, свобода: Демокрит и его наследники // Linguistica et philologica: Сб. статей к 75-летию Ю. В. Откупщикова. СПб., изд-во СПбГУ, 1999. — С. 211—238.
  • Дитмар А. Б. К вопросу о космогонических и географических взглядах Демокрита (около 460—359 гг. до н. э.) // Учёные записки ЯГПИ им. К. Д. Ушинского. — 1959. — Т. ХХХII (XLII) «Естествознание». — С. 349—367.
  • Зубов В. П. К вопросу о математическом атомизме Демокрита // Вестник древней истории. — 1951. — № 4. — С. 204—208.
  • Зубов В. П. Развитие атомистических представлений до начала XIX века. — М.: Наука, 1965.
  • Лурье С. Я. К хронологии софиста Антифонта и Демокрита // Известия Российской Академии наук. — 1918. — С. 2285—2306.
  • Лурье С. Я. Механика Демокрита. Архив истории науки и техники, сер. 1, вып. 7. — 1935. — С. 129—180.
  • Лурье С. Я. Теория бесконечно-малых у древних атомистов. — М.-Л.: Изд. АН СССР, 1935.
  • Лурье С. Я. Очерки по истории античной науки. — М.-Л., 1947.
  • Лурье С. Я. Демокрит и индуктивная логика // Вестник древней истории. — 1961. — № 4. — С. 58—67.
  • Лысенко В. Г. Атомизм вайшешиков и атомизм Демокрита (Опыт сравнительного анализа) // Древняя Индия. Историко-культурные связи. — М., 1982. — С. 187—201.
  • Майстров Л. Е. О принципе исономии у Демокрита // Историко-математические исследования, вып. 20. — 1975. — С. 299—302.
  • Щетников А. И. Вопрос о характере касания прямой и круга как проблемная точка развития древнегреческой геометрии в конце V — начале IV века до н. э. Историко-математические исследования, 11(46). — 2006. — С. 174—196.

ФИЛОСОФИЯ ДЕМОКРИТА.

Ученым-энциклопедистом, крупнейшим представителем атомистического направления в философии был Демокрит (ок. 460–370 гг. до н. э.) из города Абдеры – греческой колонии на Фракийском побережье. Демокрит написал около 70 сочинений, но ни одно не дошло до нас в полном виде.

Основу философских размышлений Демокрита составляет идея, которая в самом общем виде уже появилась в древневосточной культуре и которая, как полагают историки, была воспринята от его учителя Левкиппа, но он разработал ее дальше, в целостную концепцию. Демокрит считал, что существует бесконечное множество миров; одни миры возникают, другие гибнут. Все они состоят из множества атомов и пустоты, которая находится между мирами и атомами. Сами же атомы неделимы и лишены пустоты. Помимо свойства неделимости, атомы неизменны, не имеют внутри себя никакого движения; они вечны, не уничтожаются и вновь не появляются. Число атомов в мире бесконечно. Они отличаются друг от друга по 4 признакам: по форме; величине; порядку; положению.

Атомы бывают самой разной формы. Из разных атомов и разного их числа путем сцепления и образуются различные вещи и миры. Если бы они находились в состоянии покоя, то объяснить многообразие вещей было бы невозможно. Им как самостоятельным элементам присуще движение. Находясь в движении, атомы сталкиваются друг с другом, изменяя направление движения; одним из видов движения является вихрь. Само движение не имеет начала и не будет иметь конца.

Демокрит утверждал, что любая вещь имеет свою причину (как результат движения и столкновения атомов). Знание причин – основа человеческих действий. Причина, как полагал Демокрит, необходима и вследствие этого делает невозможными случайные события. Случайность – из-за невежества людей. Раскрыв причину, мы обнаруживаем, что за случайностью лежит необходимость. Вот пример: орел сбросил на голову лысого человека черепаху – это потому, что у орла есть привычка сбрасывать черепаху на скалу или блестящий твердый предмет, чтобы разбить черепаху (точно так же необходимым является движение человека в том или ином направлении).

Душа человека, по Демокриту, тоже состоит из атомов, только они самые малые и шарообразные. Благодаря такому составу душа способна воспринимать вещи: от них истекают частицы, образующие как бы внешнюю ее оболочку, напоминающие собой предмет в целом. Человек способен разобраться в них и проникнуть в глубину предметов, для чего требуется ум, мышление. Демокрит разграничивал чувственное и разумное познание; первое он называл познанием «по мнению», второе – познанием «по истине». Познание «по мнению» неодинаково: есть цвет, запахи, звуки, вкусовые ощущения, которых нет вне души, они – результат воздействия предметов на органы чувств, но вне органов чувств их нет. Знание этих качеств, по Демокриту, «темное». В любом случае без органов чувств, без познания «по мнению» невозможно и познание «по истине».

Жизненный путь мудреца

Говоря о биографии античных философов, следует помнить, что достоверные факты об их жизни, дошедшие до нашего времени, практически сведены к нулю. Речь идет о тысячелетиях древней истории, когда не было ультрасовременных устройств, способных сохранить важную информацию (которая к тому же на тот момент, не была таковой). Делать выводы мы можем на основании баек, пересказов, легенд, которые в какой-то степени интерпретируют действительность. Биография Демокрита не исключение.

Античные рукописи утверждают, что родился древнегреческий философ в 460 году до н.э. на восточном побережье Греции (город Абдер). Его семья была богатой, так как большую часть жизни мыслитель был занят путешествиями и размышлениями, которые требовали немалых расходов. Он побывал во многих странах Азии, Африки, Европы. Повидал уклады разных народов. Сделал из тщательных наблюдений философские умозаключения. Демокрит мог просто так без видимой на то причины разразиться хохотом, за что его принимали за умалишенного. Однажды за такие проделки его даже отвели к знаменитому лекарю Гиппократу. Но врач подтвердил полное эмоциональное и физическое здоровье пациента, а также отметил исключительность его ума. Просто обыденная суета горожан казалась мудрецу смешной, поэтому его прозвали «смеющимся философом».

В конечном итоге состояние семьи было растрачено, за что в древней Греции полагалось судебное разбирательство. Мыслитель предстал пред судом, произнес оправдательную речь и был помилован, судья посчитал, что отцовские деньги были израсходованы не напрасно.

Демокрит прожил солидную жизнь, умер 104 летним старцем.

Как говорил Сократ… или не Сократ?

Сократ — удивительная фигура. Не оставив никаких записей, он умудрился стать известнейшим античным философом. Его образ часто выступает как синоним мудрости (Карл Маркс называл его «олицетворением философии»), а изречения цитируют люди самого разного уровня подготовки. Серьезно, Сократ и сейчас продолжает вести свои споры прямиком со случайных страничек «ВКонтакте»!

Это позиция доктора наук и историка Античности Игоря Сурикова. Есть и другие специалисты, которые разделяют ее, но сегодня версия о Сократе по-прежнему считается официальной. Возможно, потому, что главный его свидетель — Платон. И правда: если уж мы решили верить его диалогам, сомневаться в мелочах как-то нечестно и бессмысленно.

Атараксическая философия Демокрита

Ранее описано, что древнегреческий мудрец проявлял интерес ко многим областям человеческой деятельности, медицина не стала исключением.

Понятие атараксии было животрепещущим для философа. Атараксия определяется, как психическое состояние личности, отличающееся абсолютным бесстрашием на фоне эмоциональной встряски. Такое состояние души Демокрит относил к приобретению человеком мудрости, опыта. Его можно добиться с помощью стремления к самосовершенствованию, проникновению в загадки мироздания. Философские античные школы заинтересовались атараксической философской мыслью мыслителя (эпикурейская, скептическая, стоическая школы).

Но Демокрит предлагает не только учиться, познавать, самосовершенствоваться, но и думать. Он сопоставляет мыслительный процесс со знанием, где первый все-таки главенствует.

Атараксия философа аргументированно объясняет закономерность событий. Учит пользоваться умением молчать, которое приоритетно над говорливостью. Перечисленные догмы справедливы.

Принцип отсутствия достаточного основания – изономия

Демокрит в своем атомистическом учении опирался на методологический принцип изономию, то есть отсутствие достаточного основания. Подробнее формулировка сводится к следующему – любое возможное явление уже когда-нибудь было или когда-нибудь будет, потому что нет логической доказанности того, что любое явление существовало в установленной форме, а не какой-либо другой. Из демокритского атомизма вытекает следующий вывод: если конкретное тело имеет возможность существовать в различных формах — эти формы реальны. Изономия Демокрита предполагает:

  • Атомы обладают немыслимо разными размерами и формами;
  • Каждая космическая точка вакуума равноправна по отношению к другой;
  • Космическое движение атомов имеет разностороннее направление и скорость.

Последнее правило изономии означает – движение самостоятельное необъяснимое явление, только его изменения подлежат объяснению.

Да или нет? Каков ваш положительный ответ?

Иногда сложно смириться с тем, что процесс познания может занять всю жизнь, а вопросов станет только больше. В таком случае вы можете отказаться от приобретения знаний, рассудив, что сам процесс бессмысленный, а бенефитов от него почти никаких. Действительно, если просветления нет, а все усилия позволяют только укрепиться в собственном неведении, зачем мучиться?

Позиция вполне объяснимая, но Сократ с ней точно не согласен. Потому что в его понимании знание не только ценность, но и смысл жизни. Естественное состояние человека. Чтобы убедить вас (может, конечно, и не лично вас, но всё-таки), его преданный ученик Платон описал довольно красивую и поэтическую теорию об анамнесисе. Этот термин означает припоминание душой вечных идей, которые она уже знала до своего рождения в смертном теле.

Дело в том, что и Сократ, и Платон верили в существование души и процесс перерождения. В одном из платоновских диалогов Сократ объясняет это круговоротом противоположного в мире:

Соответственно, жизни противоположна смерть, и эти состояния должны также сменять друг друга:

История.[edit | edit source]

Проблему души в философии рассматривалась не только Демокритом, но Ифалесом, Анаксимандром, Анаксименом, Пифагором, Парменидом, Гераклитом, Эмпедоклом, Анаксагором, Платоном, Аристотелем, Плотином, Сократом и многими другими.

Возникновение понятия души связано с анимистическими представлениями первобытного человека, примитивно-материалистически истолковывавшего сон, обморок, смерть и т.д. Сновидения воспринимались как впечатления души, покидающей во сне тело и обретающей независимое от него существование. Дальнейшее развитие представлений о душе происходило в контексте истории психологии и выражалось в столкновении идеалистических и материалистических учений о психике. Уже в период античности было известно, что органом души является головной мозг (Алкмеон), сама же душа представлялась одним из видов вещества: Душа, как огонь (Гераклит, Демокрит), воздух (Анаксимен), смешение четырех элементов (Эмпедокл) и др. Впервые положение о неотделимости души от тела выдвинул Аристотель, согласно которому душа у человека выступает в трех модификациях: растительной, животной и разумной.Это учение было преобразовано в идеалистическое (Фома Аквинский) в эпоху средневековья. В новое время Декарт отождествил душу с сознанием как рефлексией субъекта. В эмпирической психологии понятие о душе было заменено понятием о душевных явлениях.

Теория познания в Античности

Античная философия оставила глубокий след в мировой науке. Такое понятие как познание не могло остаться незамеченным античными философами. Его понимание варьировалось в зависимости от философских школ.

Так одну из самых развернутых трактовок теории познания дает Демокрит. В основе его теории лежит то, что из тел истекают потоки атомов, попадающие в органы чувств. Однако получаемые таким образом знания не полные. В этой связи философ разделяет знание на два вида:

  • темное знание,
  • светлое знание.

Под темным знанием Демокрит понимает знание о предметах, тем временем светлое знание это то что узнается силой разума и которое доходит до обнаружения атомов и пустоты. Особенностью теории познания Демокрита является то, что он отрицает случайность в смысле беспричинности. При этом его понимание сильно отличается от теорий Гераклита и Анаксагора.

Все многообразие явлений природы Демокрит стремится уложить в представление о дискретном строении материи, в то время как Гераклит и некоторые из его предшественников исходили из непрерывности бытия. Он считал, что вечная и безграничная реальность состоит из атомов и пустоты Атомы – вечные, неделимые и непроницаемые элементы бытия. бесконечные но различающиеся формами и размерами. Сталкиваясь друг с другом они сцепляются и образуют все многообразие вещей окружающего мира. Атомы вихрем несутся во вселенной и образуют все сложное – огонь, воду, воздух и землю. Развитие вселенной, порядок мира, все в сущности необходимо, однозначно, определено механическим движением атомов.

Тем временем Демокрит придерживался того, что “ни одна вещь не возникает беспричинно, но все возникает на каком-либо основании и в силу необходимости”. При этом философ придерживался того, что любая необходимость исключает случайность. Случайность существует только по мнению человека.

Одной из особенностей теории познания по Демокриту является исследования взаимосвязи логики и познания. Демокрит был одним из первых философов, который стал систематически исследовать проблемы теории познания и логики. Демокриту также принадлежит трактовка рационального познания.

Платон рассматривает познание как постигаемое и познаваемое. При этом к познаваемому относится познаваемое разумом, а постигаемое только умом

В своем труде “Государство” Платон определяет отношение между сферами ощущаемого и умопостигаемого, а так же обращает внимание на отношение разных познавательных способностей: ощущения позволяют понимать (хоть и недостоверно) мир вещей, разум позволяют узреть истину

Гераклит в своей трактовке теории познания особое внимание концентрировал на роли внешних чувств. Он много внимания уделял логике

По его мнению логика и познания неразделимы. Разум позволяет познать больше не впав в заблуждение. У Гераклита на первом месте стоит познание мышлением. на первое место Гераклит поставил познание мышлением. Кроме того философ утверждал, что природа вещей едина.

Большой интерес представляет понимание теории познания Аристотелем. По его мнению первые сущности – это единство духовного и субстратного (физического) начала

Также философ обращает внимание на роль человека в канве мироздания. Он считает, что человек сочетает в себе два начала: духовное и субстратное

В свою очередь духовное начало представляет собой сочетание пассивного ума и активного ума.

Уровни познания по Аристотелю

Под “диалектикой” Аристотель в этом случае понимает искусство выяснения истины путем обнаружения внутренних противоречий, заключающихся в мыслях противника, и путем устранения этих противоречий.

Этика

Д. ориентирована на психологич. эвдемонизм, её ключевое понятие – эвтюмия, «благорасположение духа», выражающее идею душевного комфорта, – трактовалось в одноим. этич. трактате. Иногда это идеальное состояние описывается в негативных терминах как «безмятежность» или «невозмутимость». «Судьбы» (тюхэ) не существует, человек обладает свободой воли (несмотря на атомистич. детерминизм в физике), никакие внешние условия не могут сделать его несчастным. Душевный покой достигается избавлением от глупых желаний и неоправданных надежд, преодолением страха смерти и загробного наказания (основанного на ошибочных представлениях о мире и божестве), предпочтением духовных ценностей материальным, неизменным следованием традиц. греч. этич. идеалу «меры». Жизнь философа имеет особую регламентацию: философ отказывается от деторождения, не участвует в обществ. делах, найти причину одного явления для него ценнее, чем получить персидский престол, он – гражданин мира.

В области политики Д. даёт гл. обр. практич. наставления. Бедность при демократии настолько же предпочтительнее богатства при тирании, насколько свобода лучше рабства. Интересы полиса – превыше всего, т. к. при его гибели гибнет всё. Законы благотворны для людей, только если они добровольно им подчиняются: как чисто внешнее принуждение, закон не может запретить грешить втайне. Отсюда постоянные апелляции Д. к нравств. воспитанию граждан, к совести, «стыду перед собой», к «закону в душе», запрещающему «совершать неподобающее». Богатые должны делиться с бедными, бедные – не завидовать богатым, т. к. «согласие» граждан – залог общего спасения. Зависть приводит к революциям и гражд. войнам, но в гражд. войне не может быть победителей, т. к. выигравшие её проигрывают наравне с побеждёнными. Т. о., достигший состояния эвтюмии (и свободный от зависти) становится не только источником радости для самого себя, но и залогом социального мира.

Этика

Д. ори­ен­ти­ро­ва­на на пси­хо­ло­гич. эв­де­мо­низм, её клю­че­вое по­ня­тие – эв­тю­мия, «бла­го­рас­по­ло­же­ние ду­ха», вы­ра­жаю­щее идею ду­шев­но­го ком­фор­та, – трак­то­ва­лось в од­но­им. этич. трак­та­те. Ино­гда это иде­аль­ное со­стоя­ние опи­сыва­ет­ся в не­га­тив­ных тер­ми­нах как «без­мя­теж­ность» или «не­воз­му­ти­мость». «Судь­бы» (тю­хэ) не су­ще­ст­ву­ет, че­ло­век об­ла­да­ет сво­бо­дой во­ли (не­смот­ря на ато­ми­стич. де­тер­ми­низм в фи­зи­ке), ни­ка­кие внеш­ние ус­ло­вия не мо­гут сде­лать его не­сча­ст­ным. Ду­шев­ный по­кой дос­ти­га­ет­ся из­бав­ле­ни­ем от глу­пых же­ла­ний и не­оп­рав­дан­ных на­дежд, пре­одо­ле­ни­ем стра­ха смер­ти и за­гроб­но­го на­ка­за­ния (ос­но­ван­но­го на оши­боч­ных пред­став­ле­ни­ях о ми­ре и бо­же­ст­ве), пред­поч­те­ни­ем ду­хов­ных цен­но­стей ма­те­ри­аль­ным, не­из­мен­ным сле­до­ва­ни­ем тра­диц. греч. этич. идеа­лу «ме­ры». Жизнь фи­ло­со­фа име­ет осо­бую рег­ла­мен­та­цию: фи­ло­соф от­ка­зы­ва­ет­ся от де­то­ро­ж­де­ния, не уча­ст­ву­ет в об­ществ. де­лах, най­ти при­чи­ну од­но­го яв­ле­ния для не­го цен­нее, чем по­лу­чить пер­сид­ский пре­стол, он – гра­ж­да­нин ми­ра.

В об­лас­ти по­ли­ти­ки Д. да­ёт гл. обр. прак­тич. на­став­ле­ния. Бед­ность при де­мо­кра­тии на­столь­ко же пред­поч­ти­тель­нее бо­гат­ст­ва при ти­ра­нии, на­сколь­ко сво­бо­да луч­ше раб­ст­ва. Ин­те­ре­сы по­ли­са – пре­вы­ше все­го, т. к. при его ги­бе­ли гиб­нет всё. За­ко­ны бла­го­твор­ны для лю­дей, толь­ко ес­ли они доб­ро­воль­но им под­чи­ня­ют­ся: как чис­то внеш­нее при­ну­ж­де­ние, за­кон не мо­жет за­пре­тить гре­шить втай­не. От­сю­да по­сто­ян­ные апел­ля­ции Д. к нравств. вос­пи­та­нию гра­ж­дан, к со­вес­ти, «сты­ду пе­ред со­бой», к «за­ко­ну в ду­ше», за­пре­щаю­ще­му «со­вер­шать не­по­до­баю­щее». Бо­га­тые долж­ны де­лить­ся с бед­ны­ми, бед­ные – не за­ви­до­вать бо­га­тым, т. к. «со­гла­сие» гра­ж­дан – за­лог об­ще­го спа­се­ния. За­висть при­во­дит к ре­во­лю­ци­ям и гражд. вой­нам, но в гражд. вой­не не мо­жет быть по­бе­ди­те­лей, т. к. вы­иг­рав­шие её про­иг­ры­ва­ют на­рав­не с по­бе­ж­дён­ны­ми. Т. о., дос­тиг­ший со­стоя­ния эв­тю­мии (и сво­бод­ный от за­вис­ти) ста­но­вит­ся не толь­ко ис­точ­ни­ком ра­до­сти для са­мо­го се­бя, но и за­ло­гом со­ци­аль­но­го ми­ра.

В эпо­ху ан­тич­но­сти фи­ло­со­фия Д. име­ла су­ще­ст­вен­ное влия­ние, в 4 в. до н. э. – бла­го­да­ря де­мок­ри­тов­цам (Несс, Мет­ро­дор из Хио­са, Дио­ген из Смир­ны, Анак­сарх, Ге­ка­тей из Аб­де­ры, Апол­ло­дор, На­вси­фан, Дио­тим, Бион из Аб­де­ры), в эл­ли­ни­стич. вре­мя – бла­го­да­ря её адап­та­ции Эпи­ку­ром и Лук­ре­ци­ем. За­бы­тая в сред­ние ве­ка, она при­об­ре­ла про­грамм­ное зна­че­ние в Но­вое вре­мя (Ф. Бэ­кон, Дж. Бру­но, Г. Га­ли­лей, П. Гас­сен­ди) как пер­вая по­сле­до­ват. сис­те­ма ме­ха­ни­стич. де­тер­ми­низ­ма в про­ти­во­по­лож­ность те­лео­ло­гиз­му Ари­сто­те­ля.

Эпистемология

Д. движется в русле выдвинутой элейской школой дихотомии мнения и знания и гераклитовского релятивизма в отношении феноменального мира. Противопоставлению того, что существует «доподлинно», «в реальности», тому, что существует лишь в субъективном представлении, или «условно», соответствуют два вида познания – «подлинное» (или «законнорождённое», γνώμη γνησίη) и «тёмное» (или «незаконнорождённое», γνώμη σϰοτίη), т. е. теоретич. разум и чувственное восприятие, причём разум выступает как шестое чувство, которое видит и слышит там, где ощущения слепы. Разум даёт «точное знание», ощущения – лишь «привтекающее мнение», обусловленное психофизич. состоянием индивида. Все чувственные качества субъективны, следовательно, картина мира, передаваемая ощущениями, – театральная декорация или бредовое наваждение (обыденное сознание как «сумасшествие»), «человек отрезан от реальности», «истина погребена в глубине». Но в отличие от скептиков Д. не сомневается в том, что «истинная реальность», скрытая за феноменами, существует и познаваема: это атомы и пустота. Возможно, позднее эмпиризм ионийской школы взял верх в Д.: в более позднем, чем «Каноны» (осн. логико-эпистемологич. трактат), соч. «Преодоления» ощущения дают «подтверждения» или «удостоверения» того, что постигается разумом.

Атеизм, значение души

В древности объяснение загадочных явлений люди отводили божественному участию, неспроста олимпийские Боги прославились на цивилизованный мир. К тому же конкретная сфера человеческой деятельности ассоциировалась с определенным мифологическим героем. Для Демокрита такие легенды носили субъективный характер. Будучи образованным материалистом, он с легкостью развенчивал подобные недоразумения, объясняя их неосведомленностью, пристрастием к легкому объяснению сложных вопросов. Убийственным аргументом учения было сходство небожителей с простыми людьми, из чего следует искусственность созданных божеств.

Но «атеизм» ученого не так уж очевиден. Философ не имел серьезных проблем с многоликим духовным сообществом, не противостоял государственной идеологии. Это связано с его отношением к душе. Демокрит верил в ее существование, по-своему. Как считал мыслитель, душа представляла собой скопление атомов, сращение с физическим телом, и покидающее его в период затяжной болезни, старости, либо перед смертью. Душа бессмертна, так как энергетическим сгустком бесконечно странствует по вселенной. Кратко говоря, Демокрит предположил закон сохранения энергии.

Выводы.[edit | edit source]

Все вокруг – материально, и состоит из атомов, значит, в разных количествах они имеют атомы духа. Тело и душа неделима – смертно тело, смертна и душа. Ум и душа отождествлялся, как говорилось, состоит из огненных атомов.
Демокрит выделяет три части души, считающимися наиболее важными: разумная часть находящие в голове, мужественная часть – это грудной отдел и вожделенная часть, которое расположено в печени – все остальные части находится в органах чувств.
Существует два вида познания: чувственное (темное познание), мышление (светлое познание). Считается, что мышление в отличие от чувственного познания намного эффективнее и может раскрыть истину с помощью логических изысканий. Также Демокрит первым отметил, что человек частично познает окружающий мир субъективно. Существуют первичные и вторичные качества предмета. Первичные качества – объективные (длина, высота, ширина), вторичные – субъективные (вкус, цвет, запах).
Демокрит считал, что все в жизни предрешено (детерминировано), и человек, как существо не свободное.

Like this post? Please share to your friends: