захотелось с тобой поделиться

тонино гуэрра

“Чтобы рассказать, о чём эта книга, и, главное, в чём её неповторимость, хочется вспомнить австралийских аборигенов. Дело в том, что у этих, называемых примитивными, народов пространство делится не на четыре стороны света, а на семь: север, юг, запад, восток, верх, низ и внутрь себя. Думается, что лучшей метафоры для описания книги не найти”. «Тонино Гуэрра. Семь тетрадей жизни»

Музыка: Yanni Hrisomallis – In The Morning Light

Сегодня, разбирая письма в своем почтовом ящике, в папке “спам” я нашла письмо, адресованное учителю моей дочери, редактору школьного альманаха Ad Astra, не знаю уж, по ошибке ли или нет, но копия этого письма была разослана многим из ее контакт-листа, подписано оно было коротко и так знакомо лично мне: “Захотелось с тобой поделиться…”

В письме были выдержки из книги «Тонино Гуэрра. Семь тетрадей жизни». В последнее время я особенно внимательно отношусь к таким вот маячкам, неслучайным случайностям. Поэтому я прочитала все, что смогла найти об итальянском писателе, поэте, сценаристе Тонино Гуэрра, которого не знала до этого времени. Он был дружен с Фредерико Феллини, Андреем Тарковским, и писал сценарии к их фильмам. Например, “Ностальгия” Андрея Тарковского была снята по его сценарию.

Но особенно меня коснулись те самые отрывки из книги “Тонино Гуэрра. Семь тетрадей жизни”:

Я не ощущаю себя писателем. Хотя бы потому, что, путешествуя в языке, мне не удается превратить его в нечто более значимое, чем история, которую хочу рассказать. Я лишь один из тех, кто пытается помочь другим скрасить одиночество, обозначить пути, ведущие к поэзии жизни. Люблю дневники, исповеди и слова, которые рассказывают светлячки, появляясь в небе нашего бытия.

Однажды я объяснял разницу между двумя словами: смотреть и видеть. Молодость смотрит, а старость видит. Когда ты молод, ты ослеплен миром, ты видишь цвет, материал. Ты часто смотришь, но не видишь.
Недавно в Италии я ехал в машине и увидел одну вещь, которая меня поразила. Я попросил остановить машину и вышел. Это была простая чугунная скамейка. Она была заброшенной и покрытой мхом. Она была такой старой, что на нее уже никто не садился. Я увидел ее одиночество, я увидел стариков, которые раньше сидели на ней и смотрели на проезжающие машины. Эти старики уже давно умерли, и скамейка была одинока. Я сел на нее, чтобы разделить с ней одиночество.
Это одно из наслаждений старости – видеть…
Одиночество тоже компания.

Когда осенью падает первый лист, он производит оглушительный шум, потому что с ним падает целый год… Жить надо там, где слова способны превращаться в листья, раскачиваться на ветру или воровать краски облаков. За плечами наших бесед должны стоять изменчивые настроения времен года, отголоски пейзажей, где они происходят. Неправда, что слова неподвластны влиянию шумов и тишины, которые видели их рождение. Мы и говорим иначе, когда идет дождь или при солнце, льющем на язык…

Идет снег, и у меня белеют мысли. Хотелось бы больше ничего не делать. Вот-вот ворвутся утомительные новогодние праздники. Хорошо бы провести их с простыми людьми, которые сохранили во взгляде скромность. С теми, чей хлеб пополам со слезами, кто умеет говорить с животными. Душевный комфорт и определенная ясность приходят ко мне случайно, от необъяснимых примет и предчувствий. Прозрения, полные тайны. Они далеки от нашего высокомерного рационализма. Важно согнуться, чтобы слушать деревья или исповедь памяти неискушенных людей. Чаще всего я плаваю внутри «ночного равновесия нашего бытия», как великолепно сказал кто-то однажды… Значит, можно верить только тому, что вне правил логики. Мне хорошо на закате, при последних лучах уходящего солнца. Кажется, что я тоже часть этого света. Мне в нем просторно, как пролитой на полотно олифе или краске с палитры художника. Становишься легким как запахи трав, почти как в прежние времена, когда в час солнечного заката я был молодым и сильным…

К чему все это? Эти мысли – не просто эстетическое удовольствие, которое ты получаешь от соприкосновения с чем-то прекрасным, это было не просто письмо, адресованное даже не мне, автора письма не просто так зовут Анжелика. Да, возможно, кто-то скажет: “Это просто ничего не значащая случайность, ты как всегда преувеличиваешь”. Тонино Гуэрра писал “молодость смотрит, а старость видит”. Кто знает… может, пришло мое время.

И как все-таки здорово получать письма с таким постскриптумом: “захотелось с тобой поделиться…”

 

Рубрика: diary, о творчестве, читаю (проза). Метки: . Добавьте ссылку в закладки.

3 отзывов на захотелось с тобой поделиться

  1. Stasevich пишет:

    Красиво написано, мягко говоря…
    А Анжелика – это что-то личное или что-то, что я не догоняю?)

    • yuol yuol пишет:

      Нет, это не личное, это что-то, ставшее для нас просто именем, как, например, твое. Привычка замыливает взгляд. Но если вглядеться чуть внимательнее, то можно увидеть, от чего происходит это имя: Angelica – “ангел”, “подобная ангелу”. Вот так, все просто).
      Хотя, конечно, я бы никогда самостоятельно не догадалась, не увидела, что Сантьяго – это Иаков.

  2. Пинг: Внутренний свет

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Это не спам.
сделано dimoning.ru

Optionally add an image (JPEG only)