Поиски истины: в поисках ответа

85 фраз рене декарта, чтобы понять его мышление / фразы и размышления | психология, философия и размышления о жизни.

Введение

На мой взгляд, он является самым загадочным философом Нового времени или даже всей истории философии. Он — тайна в полном свете. Как нет в истории философии текстов более прозрачных, простых и элегантно написанных, так нет и текстов более непонятных, чем картезианские.

Прежде чем перейти к рассмотрению эпистемологии Декарта, необходимо представить, насколько разнообразны и обширны были знания и объекты исследования этого выдающегося мыслителя. Все вопросы физики и космологии, а также вопросы математики были разработаны Рене Декартом не только как философом, но и как выдающимся ученым. В математике Декарт является одним из создателей аналитической геометрии, в которой он уже освоил понятие функции, что было новым в математике.

Он разработал аналитический метод выражения геометрических объектов и их отношений с помощью алгебраических уравнений. Декарт также дал толчок к созданию системы алгебраических обозначений, которая с небольшими изменениями дошла до наших дней. Декарт открыл путь к распознаванию и работе с негативными корнями. В механике Рене Декарт указал на относительность движения и покоя, сформулировал общий закон действия и противодействия, а также закон сохранения полного движения при столкновении двух неупругих тел. В оптике он установил закон постоянного отношения синусов при преломлении света.

Он разработал математическую теорию радуги и разгадал причину ее возникновения. Космогония, разработанная Декартом, была новаторской и основывалась на идее естественной эволюции Солнечной системы, которая базировалась на свойствах материи и движении ее разнородных частиц.

Кстати, нумерация рядов и мест в театре также была предложена Рене Декартом, чтобы избежать ссор и драк в культурном учреждении.

Введение

Философия (от греч. Филео люблю, софия – мудрость) – любовь к истине.  

Слово философ впервые встретил Гераклит, обозначая исследователя природы вещей.

Философия иногда считается таким занятием, которым может заниматься каждый и, в принципе, должна быть простой и понятной, иногда ее изображают настолько сложной, что само занятие ею кажется безнадежным. То, что выходит под названием философия, на самом деле является примером таких противоречивых суждений. Для человека, который верит в науку, хуже всего то, что у философии нет абсолютно никаких универсально значимых результатов – того, что можно узнать и что можно получить благодаря этому. В то время как науки приобрели определенные обязательные и общепризнанные знания в своих областях, философия ничего не достигла, несмотря на тысячелетия усилий. 

Философия – это не просто мысль, это мысль о мысли, не просто познание или самопознание, но всегда желание заглянуть за мысль, за наши желания: почему и в чем неизбежность наших мыслей и желаний (быть свободным, счастливым и т. д.)? Если наука ищет знания о природе, человеке, обществе (то есть, каковы общие, повторяющиеся необходимые связи, которые их образуют), то философия стремится понять смысл самих этих поисков, а также самой человеческой жизни и того, что в нашем природа заставляет нас искать. 

Философия Новой Эры – период развития философии в Западной Европе XVII – XVIII веков, характеризующийся становлением капитализма, бурным развитием науки и техники, формированием экспериментально-математического мировоззрения. Этот период иногда называют эпохой научной революции.   

В культуре Новой Эры светские элементы преобладают над церковными. Государство все больше заменяет церковь как орган управления культурой. 

В наше время происходит существенная смена приоритетов философского интереса, связанная с радикальными социально-экономическими и духовными изменениями в общественной жизни, получившими название модернизации. Переход к новому типу хозяйственной деятельности (промышленное производство), социально-политические изменения (падение абсолютизма, становление зачатков гражданского общества) привели к утверждению новых идеологических ценностей: индивидуализма, свободы, науки и прогресса. Гносеология становится главным направлением внимания философов, а проблема поиска правильного познавательного метода выдвигается как доминирующая. Основоположником рационализма в современной европейской философии считается французский философ Рене Декарт. Среди рационалистов также Бенедикт Спиноза, Готфрид Лейбниц, Николас Мальбранш, Кристиан Вольф.            

Рационализм в теории познания – это стиль мышления, основанный на признании приоритета мышления, интеллекта в познании. Чувственное познание признается вспомогательным, дополняющим умозаключения. Рационалисты полагали, что можно найти некоторые интеллектуально очевидные мысленные положения, аксиомы, на основе которых, согласно правилам формальной логики, построить последовательное, совершенное знание о мире. Все дело в том, чтобы точнее определить основополагающие принципы и правильно сформулировать правила ума. 

Рационализм – это учение теории познания, согласно которому универсальность и необходимость – логические признаки знания – не могут быть выведены из опыта и его обобщений; они могут быть подчеркнуты только из самого разума, или из концепций, присущих уму от рождения, или из концепций, существующих в форме наклонностей, предрасположенностей разума. Рационализм – противоположность эмпиризма, он возник как попытка объяснить логические особенности истин математики и математического естествознания. 

Введение 2.1. Цель работы

Принято считать, что мы живём в обществе, которое является переход-ным от традиционного к информационному. Основная тенденция современ-ного общества – превращение информации в основной стратегический ресурс и главный источник общественного богатства. Знание быстро превращается в определяющий фактор производства, отодвигая на задний план и капитал, и рабочую силу.
Знания отличаются от природных, трудовых и технических ресурсов. Знания не убывают по мере их использования. Они неотчуждаемы. На стоимость создания знаний не влияет, сколько человек будут пользоваться ими впоследствии. Знания существуют вне зависимости от пространства. Подоб-но квантовым частицам, они могут находиться в нескольких местах одновре-менно. И главная в данном случае характеристика знаний – изобилие. Не смотря на отсутствие надёжного способа измерения запасов знаний, накоп-ленных в мире, самые разные показатели указывают на то, что их объём про-должает увеличиваться. Цифровая революция, освободившая знания от ос-татков материальной оболочки, превратила их в информацию и сделала ещё более доступными и несокрушимыми.
Многие учёные предполагали, что к середине XXI века машины достиг-нут возможностей человеческого мозга. Этого может в указанные сроки не случиться, но суть дела не в этом. Думается, всё встанет на свои места, если вести речь не о замене естественного интеллекта искусственным, а о воз-можности приращения разумности человека в оптимально-прогрессивном режиме. Это и будет означать практическую реализацию идеи «информаци-онного общества», выдвинутой еще в середине XX века.
Эта концепция исходит из того, то в отличие от индустриального общества, представляющего собой «тяжёлую» конструкцию, нацеленную только на материальные ценности, информационное общество будет основа-но на нематериальных ценностях, а именно на невидимой информационной инфраструктуре. Объединенное единой инфосетью человечество выработает общую цель. Оно будет развиваться в одном направлении динамично, добро-вольно, с высоким уровнем индивидуальности, самоконтроля. Конечным идеалом будет деятельность человека в гармонии с природой.
Таким образом, в своих рассуждениях я обозначил проблему и в то же время основного для современного человека вопрос: как распоряжаться той информацией, которая обрушивается в огромных количествах на человека, как её структурировать, что принимать за истину, а что нет; как относиться к
Но, к сожалению, далеко не каждый современный человек в состоянии дать ответ на этот вопрост. А правительство, принимающее какие-либо преобразования в вышеуказанной сфере, преследует свои личные интересы.
В такой ситуации современному, «продвинутому» человеку на помощь приходит результат многолетнего умственного труда одного учёного философа, родившегося на рубеже XV1-XVII веков, который в то время лучше разбирался в проблемах XXI века, чем его истинные обитатели. Так, читая работу Рене Декарта «Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскать истину», мы найдём ответ на вышеупомянутый мною вопрос.
Цель мой работы — изучить первую, вторую и шестую части работы Декарта «Рассуждение о методе» (выбор частей обусловлен актуальной для современного общества проблемой – информация)

Декартовский деизм

Идея Бога – это действие Бога в человеке, поскольку эта идея не является творением человека. Через врожденную идею существование Бога проявляется в человеке. Согласно принципу Я мыслю, следовательно, я существую, Декарт строит доказательство Я думаю, что Бог, следовательно, Бог существует. Он считал, что основа уверенности в себе в Боге – подлинность. Идея Бога для человека – самая верная и единственная по значению. Как полагал Декарт, из всех идей, которые у нас есть, это наиболее ясное и отчетливое, а значит, и самое истинное.     

В основе деизма Декарта лежали аргументы и доказательства, сосредоточенные вокруг проблемы существования как бытия. Человека нельзя мыслить как существо, содержащее в себе источники, гарантии и смысл своего существования. Но должно быть такое существо. Это существо – Бог. Согласно Декарту, Бога следует рассматривать как такую ​​сущность, которая сама по себе содержит источник своего существования. Следовательно, Бог также действует как создатель и хранитель всего сущего. Для философии сказанное означает: Бог – это единая и цельная субстанция. Под словом Бог я подразумеваю бесконечную, вечную, неизменную, независимую, всеведущую, всемогущую субстанцию, которая создала и породила меня и все другие существующие вещи (если они действительно существуют).       

Бог в философии Декарта – первая, истинная, но не единственная субстанция. Благодаря ему в единство приходят две другие субстанции – материальная и мыслящая. Но сначала Декарт решительно и резко отделяет их друг от друга. Определяя Я как мыслящую вещь, Декарт полагал, что тогда он сможет обосновать идею о фундаментальном различии между душой, духом и телом, и что не тело, а дух, мышление определяет само сущность человека. На языке картезианской метафизики этот тезис точно сформулирован как идея двух субстанций. Вот важный принцип картезианства. Декарт учит, что человек может прийти к этому принципу, наблюдая за собой, действиями своего тела и своими мысленными действиями. От телесных действий или случайностей Декарт считает возможным и необходимым перейти к концепции протяженной субстанции. Однако здесь есть один тонкий и трудный момент. Расширенная субстанция Декарта есть не что иное, как тело, телесная природа. Логика движения картезианских рассуждений к мыслящей субстанции содержит аналогичную тонкость и сложность.          

Основные правила научного метода

Одним из вопросов философии, разработанных Декартом, был вопрос о методе познания. Подобно Ф. Бэкону, Декарт видел высшую задачу познания в господстве человека над силами природы, в открытии и изобретении технических средств, в познании причин и действий, в улучшении самой природы человека. Отправной точкой философских рассуждений Декарта является сомнение в истинности общепризнанного знания, охватывающего все виды знания. Однако, как и Бэкон, сомнение, с которого начал Декарт, – это не убеждение агностика, а лишь предварительный методологический прием. Можно сомневаться, существует ли внешний мир, и даже существует ли мое тело. Но мое сомнение все равно существует. Сомнение – это один из актов мышления: я сомневаюсь, потому что думаю, следовательно, я существую.      

Сам он резюмирует свои учения о методе в следующих четырех правилах:

  1. Не принимайте ничего как должное, в чем явно не уверены. Избегайте какой-либо поспешности и предрассудков и включайте в свои суждения только то, что кажется разуму настолько ясно и отчетливо, что никоим образом не может вызвать сомнения; 
  2. каждую задачу, выбранную для изучения, разделить на как можно больше частей, необходимых для ее наилучшего решения;
  3. расположите свои мысли в определенном порядке, начиная с самых простых и легко узнаваемых объектов, и постепенно, как шагами, поднимайтесь к познанию наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые не предшествуют друг другу в естественном ходе вещей;
  4. составляйте списки настолько полными, а обзоры – настолько исчерпывающими, чтобы вы могли быть уверены, что ничего не пропало.

Эти правила можно соответственно обозначить как правила доказательства, анализа, синтеза и контроля.

Декарт конкретизирует правила метода. Философская конкретизация состоит в понимании процедуры выделения простейшего именно как операции интеллекта…. Вещи следует рассматривать по отношению к разуму иначе, чем по отношению к их реальному существованию, Вещи, поскольку они рассматриваются по отношению к разуму, делятся на чисто интеллектуальные (сомнение, знание, незнание, воля), материальный (это, например, фигура, протяженность, движение), общий (существование, продолжительность и т. д.).  

Здесь мы имеем в виду принцип, который наиболее важен не только для картезианства, но и для всей последующей философии. Он воплощает фундаментальный сдвиг, который произошел в философии Нового времени в понимании материальных тел, движения, времени, пространства, в понимании природы в целом, в построении философской и в то же время естественнонаучной картины мира. мир и, следовательно, в философском обосновании естествознания и математики. 

Основные правила научного метода

Лучше вообще не думать о поиске истин, чем делать это без всякого метода.

Одним из вопросов философии Декарта был метод познания. Как и Ф. Бэкон, Декарт видел конечную цель познания в овладении человеком силами природы, в открытии и изобретении технических средств, в познании причин и действий, а также в совершенствовании самой человеческой природы. Отправной точкой философской мысли Декарта является сомнение в истинности общепринятого знания, которое охватывает все виды знания. Но, как и в случае с Бэконом, сомнение, с которого начал Декарт, — это не убеждение агностика, а лишь временный методологический прием. Можно сомневаться в том, существует ли внешний мир, и даже в том, существует ли мое тело. Но моя неуверенность в себе присутствует в любом случае. Сомнение — это один из актов мышления: я сомневаюсь, потому что я мыслю, следовательно, я существую.

Сам он излагает свою доктрину метода в следующих четырех правилах:

1) Не принимать на веру ничего, в чем я не уверен. Избегайте поспешности и предрассудков и включайте в его суждения только то, что кажется разуму настолько ясным и четким, что не может вызвать сомнений;2) Разделить любую проблему, выбранную для исследования, на столько частей, сколько возможно и необходимо для ее наилучшего решения;3) Располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с самых простых и легко понимаемых предметов и постепенно, как по ступеням, поднимаясь к знанию самых сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые не предшествуют друг другу в естественном ходе вещей;4) Повсеместно составлять списки настолько полные, а опросы настолько всеобъемлющие, чтобы ничего нельзя было упустить.

Эти правила можно назвать, соответственно, правилами очевидности, правилами анализа, правилами синтеза и правилами контроля.

Декарт конкретизирует правила метода. Философская конкретизация заключается в понимании процесса сортировки простейших именно как операции интеллекта. «…Вещи должны рассматриваться иначе по отношению к интеллекту, чем в их реальном существовании. «Вещи», рассматриваемые по отношению к интеллекту, делятся на «чисто интеллектуальные» (сомнение, знание, незнание, воление), «материальные» (это, например, форма, протяженность, движение), «общие» (существование, длительность и так далее).

Здесь имеется в виду принцип, который имеет решающее значение не только для картезианства, но и для всей последующей философии. Она воплощает кардинальный поворот, произошедший в философии нового времени в понимании материальных тел, движения, времени, пространства, в понимании природы в целом, в построении философской и одновременно научной концепции мира, а значит, и в философском обосновании естествознания и математики.

Дуализм Декарта: расширение и мышление

Философия Декарта дуалистична. Его решение вопроса о взаимоотношениях души и тела называется психофизическим параллелизмом. Физические и духовные субстанции взаимно несводимы друг к другу и несоизмеримы. Тело не может влиять на душу, а душа не может влиять на тело. Между расширенной субстанцией и мыслящей субстанцией нет точек соприкосновения. Однако распространение психофизического дуализма для объяснения людей привело к трудностям. Декарт пытался решить их механически, допуская наличие у человека шишковидной железы, служащей вместилищем души.      

Как только установлено, что мысль существует, существование тела также может быть доказано. Тело – это продолжение, фигура, находящаяся в любом месте. Душа – это мысль. Наше представление о нашей душе или нашей мысли предшествует тому, что мы имеем о теле, и это представление более надежно, поскольку мы все еще сомневаемся, есть ли в мире тела, но мы с уверенностью знаем, что думаем.   

Под словом мышление Декарт предлагает понимать все, что понимает человек. Все, что происходит в нас, происходит таким образом, что мы воспринимаем это непосредственно сами; и поэтому не только понимать, желать, воображать, но и чувствовать означает здесь то же самое, что и думать. Мышление – это действие моей мысли, моего внутреннего сознания. Вывод, сделанный мысленно, настолько верен, что я не могу в нем сомневаться, поскольку он относится к душе, которая одна способна чувствовать и думать любым способом.    

Первая и главная причина наших заблуждений – это предрассудки нашего детства. Отсюда мы и получили большую часть наших ошибок, а именно: в раннем возрасте наша душа была настолько тесно связана с телом, что уделяла особое внимание только тому, что вызывало в нем какие-то впечатления; она не спрашивала себя, были ли эти впечатления вызваны чем-то посторонним, а только чувствовала. А поскольку душа все еще была настолько зависима от тела, что рассматривала все остальное только с точки зрения своей полезности, она находила более или менее реальность в каждом объекте, в зависимости от того, были ли впечатления ей более или менее сильными. Следовательно, представления детей о вещах вокруг них были неправильными.    

Вторая причина в том, что мы не можем забывать об этих предубеждениях. Когда с возрастом человек полностью контролирует свой разум, он стремится к правильному суждению о вещах и познанию их природы, однако его не так легко освободить от неправильных суждений детства. Если вы не избавитесь полностью от неправильных суждений, у вас могут быть ложные предрассудки на всю жизнь.  

Третья причина заключается в том, что наш ум устает быть внимательным ко всему, что мы судим. Более того, наша душа может долго погружаться в одно и то же только с определенным усилием и напряжением; Тем не менее, ей труднее всего, когда она занята чисто осмысленными вещами, которые не представлены ни чувствами, ни воображением… Большинство людей убеждены, что не может существовать ничего, кроме тела, и что нет даже тела. тело, которое не имеет смысла. И поскольку на самом деле мы не воспринимаем одну вещь по своей сути с помощью наших органов чувств, а только через наш разум, когда она вступает в действие, мы не должны удивляться, если большинство людей воспринимают все очень смутно, поскольку лишь очень немногие стремитесь управлять этим должным образом.   

Четвертая причина заключается в том, что мы связываем наши мысли со словами, которые их неточно выражают. Внимание почти всех людей сосредоточено на словах, а не на вещах, в результате чего они часто используют непонятные для них термины и не пытаются их понять, потому что считают, что когда-то их понимали, или им кажется, что они получили их от тех, кто понимал значение этих слов, и поэтому они также узнали его. 

Основы наук

Начиная с Декарта, новые направления философской мысли, в которых мысль и сам человек занимают центральное место, приобретают классически ясный характер.

Основные правила взаимодействия материальных частиц Декарта таковы:

  1. Первое правило состоит в том, что каждая часть материи по отдельности всегда продолжает оставаться в одном и том же состоянии до тех пор, пока столкновение с другими частицами не приведет к изменению этого состояния.
  2. Второе правило, которое я предлагаю, заключается в следующем: когда одно тело сталкивается с другим, оно может придать ему столько движения, сколько оно теряет в то же время, и отнять у него столько, сколько оно увеличивает его собственное движение.
  3. В форме третьего правила я добавлю, что, хотя когда тело движется, его путь чаще всего представляется в виде изогнутой линии, и что невозможно сделать… ни единого движения, которое не было бы круговым ни в какой форме., тем не менее, каждая из частиц тела в отдельности стремится продолжить тело по прямой линии. 

Эти правила иногда рассматриваются как формулировка закона инерции и закона сохранения количества движения. В отличие от Галилея, Декарт отвлекает от действия гравитации, которое, кстати, он также сводит к движению и взаимодействию частиц, и указывает направление инерционного движения по прямой. Но он говорит не о состоянии равномерного и прямолинейного движения, как это сформулировал Ньютон, а о состоянии в целом, не поясняя содержания этого термина. Состояние частей материи Декарт характеризует их размер (количество материи), форму, скорость движения и способность изменять эту скорость под действием внешних частиц. Эту способность легко отождествить с инерцией. В одном из писем Декарта говорится: Можно с уверенностью утверждать, что камень неодинаково склонен принимать новое движение или увеличивать скорость, когда он движется очень быстро и когда он движется очень медленно. Говоря современным языком, Декарт утверждает, что инерция тела зависит от его скорости. В письмах Декарта содержится формулировка закона инерции, которая почти совпадает с законом инерции, хотя термин инерция, конечно, отсутствует: Я считаю, что природа движения такова, что если тело находится в движении, это достаточно, чтобы он продолжал движение с той же скоростью и в направлении той же прямой, пока он не будет остановлен или отклонен по какой-либо другой причине.         

Общая причина движения в дуалистической концепции Декарта – это Бог, который создал материю вместе с движением и покоем и сохраняет их. Является ли это заявление защитой от нападок католической церкви или оно отражает действительные убеждения Декарта? Скорее всего – оба.  

Картезианство

Несмотря на многочисленные возражения, присланные Декарту на его «Размышления о первой философии», философские его идеи мгновенно получили поддержку и одобрение практически всей мыслящей Европы. У Декарта появляется множество учеников, хотя от многих из них, если бы он о них узнал, Декарт сам отказался бы. Так, многие философы увлеклись учением Декарта о теле как некоей машине и стали применять их и к человеку, рассматривать все особенности человеческой жизни, в том числе и психических явлений, на основе его физиологических действий. Одним из представителей такого направления в картезианстве был французский философ Ле Руа, который утверждал, что все психическое в человеке является выдуманным, а главным являются его физические законы. Впоследствии, изучая французских материалистов-просветителей, мы будем говорить о философе Ламетри, который напишет книгу «Человек-машина», созданную под влиянием декартовских идей.
Но есть и другое направление в картезианстве — идалистическое, основным представителем которого был католический философ Мальбранш, создавший теорию окказионализма (по-латыни «окказио» — «случай»). В своем учении он исходил из декартовского положения о том, что между психическими и физическими явлениями не может быть никакой связи; нет никакого взаимодействия между душой и телом — все, как говорил Декарт, есть взаимодействие, обсуловленное тем, что оно устанавливается Богом. Следовательно, делает вывод Мальбранш, все, что происходит в мире, в частности с человеком, происходит не по человеческой воле, что якобы человек своей волей, своей душой может повлиять на свое тело, а вследствие того, что Бог всякий раз производит некий акт нового взаимодействия души и тела, т.е. всякий раз делает новое творение мира.
Нет никакого движения, нет причинно-следственных связей — есть ежемоментное, ежесекундное творение мира Богом. А мы наблюдаем этот мир как движение, имеющее некоторые причины и следствия. Если бы Мальбранш жил в 20 веке, он употребил бы сравнение с кинематографом: в действительности есть набор отдельных кадров и нам лишь кажется, что на экране существует движение. Так же и в настоящем мире: есть ежесекундное творение мира Богом, а мы наблюдаем это творение как движение.
Из истории средневековой философии мы помним арабского философа Аль Газали, который, критикуя с точки зрения номинализма реалистически мыслящих Аль-Фараби, Ибн-Сину и других своих современников, утверждал тот же самый принцип: для всемогущего Бога не нужны никакие идеи и универсалии, при помощи которых он управлял бы миром. Бог всемогущ, поэтому Он управляет миром непосредственно, и настолько всемогущ, что может творить этот мир каждый раз заново.
Философия Рене Декарта оказала очень большое влияние на современную и последующую философскую и научную мысль. Это было не случайно, поскольку Декарт действовал идеально методологически и свою рационалистическую философию выводил из одной очевидной и достоверной аксиомы, в которой никто не мог сомневаться.
Влияние Декарта было обусловлено еще и тем фактом, что 17 век, названный «веком гениев», или «веком философов», был веком культа разума, точнее веком, в котором начинался культ разума, когда человек открывал перед собой безбрежность научного познания, когда, как всегда бывает в начале пути, мыслилось, что разум может все, что человек, открывая при помощи своего мышления законы природы и собственной мысли, может познать весь мир. Разуму представлялось открытым все: и природа, и человеческая душа — может быть, за исключением лишь Божественной природы, хотя многие философы-богословы и здесь пытались найти рациональные объяснения.

Дуализм и гносеологические воззрения Декарта

Важным следствием дуалистической картины мира, становится введение Декартом в теорию познания таких определяющих терминов как субъект и объект.

Определение 2

Субъект – это активная сторона процесса познания, которая производит целенаправленные действия по исследованию окружающей реальности.

Объект – это пассивная сторона процесса познания, которая испытывает на себе воздействие субъекта.

Субъект ассоциировался Декартом исключительно с духом, а точнее человеческим разумом. Хотя материя не является пассивной, с той точки зрения что ее части постоянно находятся в движении, это движение всегда детерминировано внешними причинами и закономерностями ее существования. Активность разума напротив самостоятельна, она исходит из самой его духовной природы, а потому независима от внешних воздействий и может быть целенаправленной.

В качестве объекта Декарт воспринимал не только материю, но также человеческое тело, и даже человеческий разум, который может объективировать себя в процессе интроспекции, т.е. само исследования.

Список литературы

  1. Р. Декарт. Правила управления разумом. Пер. М. Гарнцева. 2015.
  2. Декарт Р. Рассуждение о методе // Декарт Р. Собр. соч.: В 2-х томах. Т. 1.М., 1988. 
  3. Декарт Р. Размышления о первой философии // Декарт Р. Собр. соч.: В 2-х томах, т. 2.М. 1987. 
  4. Фишер К. История новой философии. Декарт, его жизнь, сочинения и учения. СПб., 1997.  
  5. Декарт Р. Размышления о первой философии. 2011.
  6. Библер В.С. От преподавания естествознания к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век. М., 1995.   
  7. Мераб Мамардашвили. Декартовы размышления (январь 1981 г.). М. Прогресс, Культура. 1994.   
  • Реферат на тему: Картины мира: философская, религиозная и научная
  • Реферат на тему: Философские идеи славянофилов (И.В. Киреевский, А.С. Хомяков)
  • Реферат на тему: Принцип верификации научного знания
  • Реферат на тему: Классические и неклассические трактовки времени и пространства в философии
  • Реферат на тему: Значение взглядов Аристотеля для истории и философии науки
  • Реферат на тему: Учение Платона о человеке и космосе
  • Реферат на тему: Основные школы современной философии. Экзистенциализм. Философия Камю в контексте экзистенциалистской мысли
  • Реферат на тему: Прагматизм и неопрагматизм
  • Реферат на тему: Человек как объект философии рассмотрения. Исторические и логические аспекты
  • Реферат на тему: Проблемы самореализации личности
  • Реферат на тему: Управление как наука 
  • Реферат на тему: Преднаука древних цивилизаций

2.3. Основной источник информации по теме

“Диоптрика”, “Метеоры” и “Геометрия” были изданы в 1637 году вместе с “Рассуждениями о методе” одной книгой. Эти произведения содержали ряд приложений философских принципов, выработанных Декартом, в учении о мире, но “Геометрия” подводила читателя ближе к истокам мысли философа, чем “Диоптрика” и “Метеоры”. Однако этого Декарту казалось недостаточно, и тогда, он решил написать еще одну работу, которая могла бы пролить свет на философские основы его научных взглядов и методов. Ее полное название – “Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскать истину в науках”. Эта работа, написанная точным языком, изобилует замечаниями, в которых запечатлелся богатый жизненный опыт автора, знание общества, людей и их поведения. “Рассуждение” сжато и выразительно излагает историю научного развития философа, принципы и метод его учения.

Like this post? Please share to your friends: