Сомнения в методе: философия Р. Декарта

Л. нарышкина. бог как гарант достоверного знания в философии декарта и лейбница - электронная библиотека marco binetti

Онтологическое доказательство

В плане я следую порядку «Рассуждения о методе». В «Метафизических размышлениях» между психологическим и онтологическим доказательствами вклинивается размышление об истине и лжи (которое будет рассмотрен в следующем параграфе), из чего можно заключить, что первое доказательство само по себе представляется Декарту достаточным, а второе только сильнее убеждает в доказанном. В «Началах философии» онтологическое доказательство предшествует психологическому, что отвечает особенностям построения этого сочинения, где Декарт не развивает свои мысли в их становлении, но старается популярно изложить основные положения своей философии (он хотел, чтобы это сочинение использовалось как учебник в иезуитских школах).

Знаменитое «онтологическое» («априорное») доказательство бытия Бога было предметом споров многих философов. Оно берет свое начало у Ансельма Кентерберийского; его поддерживали Бонавентура, Дунс Скот; противники его возглавлялись Фомой Аквинским. Декарт вновь обратился к этому доказательству, его очень ценили Шеллинг и Гегель; Кант его раскритиковал. Об отношении Лейбница к онтологическому доказательству будет сказано ниже.

Онтологическое доказательство Декарт считает не менее достоверным, чем доказательства математические. В последних «нет ничего такого, что убеждало бы меня в существовании их предмета» [], но тем не менее свойства фигур могут быть доказаны, даже если эти фигуры не существуют вне моего мышления, ибо «существует известная природа, или форма, или определенная сущность этой фигуры, которая неизменна и вечна, отнюдь не вымышлена мной и никоим образом не зависит от моего духа» [] (нечто вроде платоновской идеи). «…Из одного того, что я могу извлечь из своего мышления идею какой-либо вещи, вытекает, что все, познаваемое мною ясно и отчетливо, как принадлежащее этой вещи, действительно принадлежит ей…». [] Декарт основывается на интеллектуальной интуиции.

Суть доказательства: существование не может быть отделено от сущности Бога, бытие является необходимым атрибутом Бога, вытекающим из Его определения так же, как для треугольника равенство его углов двум прямым. «…Так же противоречиво мыслить Бога, т.е. всесовершеннейшее существо, лишенным бытия, как мыслить гору не имеющей долины». [] Все остальные идеи заключают в себе не необходимость бытия, а лишь его возможность. Идея Бога – главная из врожденных идей. Антропологическое доказательство обосновывает онтологическое, показывая, что идея Бога не является произвольной.

Выводы. Для Декарта все другие вещи менее достоверны, чем Бог и душа. «В результате «феноменологической редукции», после сомнения во всем, остаются несомненными только два существа: Я и Абсолют. …Выражаясь словами бл. Августина, можно сказать: «Я знаю Бога и душу; и что еще? – больше ничего!» [] — писал Вышеславцев. Существование вещей не может быть доказано , если не допустить существования Бога.Наши идеи, или понятия, представляют собой нечто реальное, и потому исходящее от Бога, и, поскольку они ясны и отчетливы, могут быть только истинными. Идеи ошибочны только тогда, когда в них есть неясность и туманность, потому что в этом они приобщаются к небытию.

Основные правила научного метода

Лучше вообще не думать о поиске истин, чем делать это без всякого метода.

Одним из вопросов философии Декарта был метод познания. Как и Ф. Бэкон, Декарт видел конечную цель познания в овладении человеком силами природы, в открытии и изобретении технических средств, в познании причин и действий, а также в совершенствовании самой человеческой природы. Отправной точкой философской мысли Декарта является сомнение в истинности общепринятого знания, которое охватывает все виды знания. Но, как и в случае с Бэконом, сомнение, с которого начал Декарт, — это не убеждение агностика, а лишь временный методологический прием. Можно сомневаться в том, существует ли внешний мир, и даже в том, существует ли мое тело. Но моя неуверенность в себе присутствует в любом случае. Сомнение — это один из актов мышления: я сомневаюсь, потому что я мыслю, следовательно, я существую.

Сам он излагает свою доктрину метода в следующих четырех правилах:

1) Не принимать на веру ничего, в чем я не уверен. Избегайте поспешности и предрассудков и включайте в его суждения только то, что кажется разуму настолько ясным и четким, что не может вызвать сомнений;2) Разделить любую проблему, выбранную для исследования, на столько частей, сколько возможно и необходимо для ее наилучшего решения;3) Располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с самых простых и легко понимаемых предметов и постепенно, как по ступеням, поднимаясь к знанию самых сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые не предшествуют друг другу в естественном ходе вещей;4) Повсеместно составлять списки настолько полные, а опросы настолько всеобъемлющие, чтобы ничего нельзя было упустить.

Эти правила можно назвать, соответственно, правилами очевидности, правилами анализа, правилами синтеза и правилами контроля.

Декарт конкретизирует правила метода. Философская конкретизация заключается в понимании процесса сортировки простейших именно как операции интеллекта. «…Вещи должны рассматриваться иначе по отношению к интеллекту, чем в их реальном существовании. «Вещи», рассматриваемые по отношению к интеллекту, делятся на «чисто интеллектуальные» (сомнение, знание, незнание, воление), «материальные» (это, например, форма, протяженность, движение), «общие» (существование, длительность и так далее).

Здесь имеется в виду принцип, который имеет решающее значение не только для картезианства, но и для всей последующей философии. Она воплощает кардинальный поворот, произошедший в философии нового времени в понимании материальных тел, движения, времени, пространства, в понимании природы в целом, в построении философской и одновременно научной концепции мира, а значит, и в философском обосновании естествознания и математики.

Список литературы

  1. Вышеславцев Б.П. Этика Преображенского Эроса. – М.: Изд-во республики, 1997.  
  2. Декарт, Р. Избранные произведения. – 1951. 
  3. Декарт Р. Основы философии // Антология мировой философии. В 4-х томах. Т. 2 – М.: Мысль, 1971. 
  4. Майданский А.Д. Реформа логики в творчестве Р. Декарта и Б. Спинозы // Вопросы философии. – 1994.   
  5. Радугин А.А. Философия: курс лекций. – М.: Центр, 2004.  
  6. Рассел Б. История западной философии и ее связь с политическими и социальными условиями от античности до наших дней: в 3-х томах. – ред. 3-й. – М.: Академический проект, 2004.   
  7. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. пособие. – Ред. 2-й. – М.: Гардарики, 2005.     
  8. Философский словарь / Под. изд. И. Т. Фролов. – ред. 5. – М.: Издательство политической литературы, 1983.     
  9. Философский энциклопедический словарь / Под ред. состав: Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко. – М.: ИНФРА, 1992.     
  • Реферат на тему: Философия Древнего Рима. Философия Эпикура
  • Реферат на тему: Философия и искусство
  • Реферат на тему: Духовно-нравственные искания Ф.М.Достоевского
  • Реферат на тему: Философско-методологические основы математики и информатики
  • Реферат на тему: Начало научно-технических знаний в трудах Архимеда
  • Реферат на тему: Проблема корысти и бескорыстия 
  • Реферат на тему: Управление как наука и как искусство
  • Реферат на тему: Этика в техническом обществе
  • Реферат на тему: Философские ориентиры эпохи Возрождения
  • Реферат на тему: Теория рационального выбора
  • Реферат на тему: Ценности науки и проблемы социальной ответственности
  • Реферат на тему: Социальная философия Аристотеля

Рациональное познание в философии Декарта

Интеллектуальный интуиционизм, согласно Декарту, представляет собой способность разума непосредственно познавать истины без промежуточных этапов. Это познание, не требующее восприятия или опыта, а основанное на чистой интеллектуальной интуиции. По мнению Декарта, такое познание может быть достигнуто только через отсечение от внешнего мира и обращение к собственному разуму.

Дедуктивный метод – это метод познания, основанный на логическом выводе из основных истин. Декарт предложил использовать данный метод для достижения истины и полного исключения сомнений. Он считал, что все истины могут быть разложены на простейшие элементы – идеи, и далее строить систему истины, используя принципы математической логики. Таким образом, для Декарта дедуктивный метод являлся способом обоснования истины и полного исключения ошибочных представлений.

Рациональное познание, согласно Декарту, является более надежным и достоверным, чем опытное познание. Он признавал, что с помощью разума и логических законов можно достичь истинности и полноты познания. Именно поэтому Декарт предлагает отказаться от принятия информации, основанной на восприятии, и опираться только на логически верные и универсальные истины, которые доступны разуму.

Универсальность и применимость

Декарт полагал, что истинное познание должно быть надежным и применимым в любой ситуации. Он считал, что необходимо отказаться от зависимости от авторитетов и традиционных представлений, и вместо этого опираться на разум и собственные суждения. Именно универсальность и применимость позволяют нам отличить истинное познание от предположений и мнений, которые могут быть верными только в определенном контексте.

Истина и сомнение

Декарт признавал, что истинное познание это тастика, обычно достигаемая через построение верных и надежных умозаключений. Он считал, что необходимо отделять истину от ложи, и для этого необходимо подвергать все предположения и суждения строгому сомнению. Только то, что выдерживает такую проверку, можно считать истинным познанием.

Методический сомнение и применение рациональности

Декарт предложил методическое сомнение, которое стало основой его философского подхода. Он утверждал, что чтобы прийти к истинному знанию, необходимо отвергнуть все, в чем есть сомнения, и начать сомневаться во всем. Он считал, что такой подход позволяет отделить истинные знания от ложных и ошибочных.

Основываясь на методическом сомнении, Декарт призывал использовать разум и рациональность в процессе познания. Он считал, что разум является надежным и достоверным орудием познания и что его применение позволяет нам прийти к истине. При этом Декарт придавал особое значение математике и ее роли в достижении истины.

Ясность и отчётливость мысли

Рене Декарт считал, что для достоверного познания необходимо обладать ясностью и отчётливостью мысли. Он полагал, что истинное познание возможно только тогда, когда мысли ясны и отчётливы в своих выражениях.

Для Декарта ясность мысли являлась неотъемлемым критерием достоверного познания. Он считал, что если мысли ясны и понятны, то они могут быть считаны истинными

В своих работах Декарт уделял особое внимание развитию способности ясно и отчётливо мыслить

Декарт полагал, что ясность мысли достигается через активное использование разума. Он считал, что разум способен анализировать и разбирать сложные вопросы на более простые и понятные. Через активное использование разума, мы можем достичь ясности мысли и истинного познания.

Разделение мыслей

Декарт считал, что для достижения ясности мысли необходимо разделять и анализировать каждую мысль по отдельности. Он предложил метод медитации, в ходе которого нужно было анализировать каждую мысль и разбивать ее на более простые составляющие.

Этот метод позволял Декарту избегать путаницы и неопределенности в мыслях, и таким образом, достигать более ясного и точного понимания. В результате такого анализа, Декарт считал, что он может достичь истинного познания.

Пример сомнения

Декарт предлагал использовать метод сомнения, чтобы прийти к истинному познанию. Он считал, что некоторые мысли могут быть ложными и не достоверными, поэтому нужно исключить все сомнительные мысли, чтобы осталось только истинное познание.

Через сомнение, Декарт считал, что мы можем отбросить недостоверные знания и прийти к истине. С помощью этого метода Декарт стремился достичь наиболее достоверного и верного познания мира и самого себя.

В итоге, ясность и отчётливость мысли являются важными критериями достоверного познания, по мнению Декарта. Используя разум и анализируя свои мысли, можно достичь истинного познания и проникнуть в суть вещей.

Идеи свободной воли и созерцания в философии Декарта

Одной из основных идей Декарта является идея свободы воли. По его мнению, человеческая воля является единственным свободным источником действия. Декарт считает, что воля не подчинена ни внешним обстоятельствам, ни внутренним причинам, и способна сама принимать решения.

Декарт отрицает предопределение судьбой или божественным избранием, считая, что каждый человек обладает свободной волей и может самost. Декарт утверждает, что воля должна быть основана на разуме и обдуманных решениях. Человек должен использовать свой разум, чтобы принимать морально-этически правильные решения и выбирать правильный путь в жизни.

Созерцание — еще одна важная идея в философии Декарта. Созерцанием Декарт понимает способность человека ощущать и воспринимать мир вокруг себя. Он полагает, что созерцание является одним из наших важнейших познавательных способностей и позволяет нам получать знания о внешнем мире.

Однако, Декарт признает, что созерцание имеет свои ограничения и может ошибаться. В своей работе «Медитации о первой философии» Декарт пишет: «Я могу ошибаться, значит, я существую». Он считает, что созерцание может вводить нас в заблуждение, и только разум, используя метод сомнения и рационального мышления, может привести к истинному знанию.

Идеи Декарта о свободной воле и созерцании имеют важное значение в современной философии и психологии. Они позволяют нам лучше понять природу человека и его возможности в принятии решений и познании мира

Вывод: Философия Декарта заложила основы для понимания свободы воли и созерцания. Она утверждает, что каждый человек обладает свободной волей и способен созерцать мир

Однако, Декарт также подчеркивает важность использования разума и критического мышления для достижения истинного знания

«Когито»

О знаменитом «Cogito, ergo sum» («Я мыслю, следовательно я существую») можно рассуждать часами, но мы постараемся быть краткими. На основании самого факта сомнения Декарт утверждает существование своего «я». Вот то несомненное, которое обнаруживается путем методического сомнения. Это не заключение силлогизма, а непосредственная интуиция.

Как писал Вышеславцев, « »Я» может все свести к явлениям, кроме себя самого. »Я» никогда не появляется в »поле явлений», оно остается всегда невидимым, быть может, непонятным. Можно сказать, что это существо иного измерения, чем все явления…До сих пор мы не знаем, что такое истинное »я»» []. По мнению Шмида [],«когито» — это первый из трех основных принципов Декарта. Об остальных речь пойдет ниже.

Давно замечено, что «когито» можно найти уже у блаж. Августина [], хотя последний не придавал ему столь большого значения, как Декарт (вероятно, потому, что не подвергал все такому радикальному сомнению). Однако декартовы рассуждения на эту тему ни в коем случае нельзя свести к простому заимствованию чужих идей, тем более что эти мысли вполне могли быть плодом его самостоятельных размышлений.

С «когито» неразрывно связаны рассуждения о душе и теле. Кто такой я, который существую? «Я могу вообразить, будто у меня нет тела и никакого мира, никакого места, где бы я находился» [], но я не могу вообразить, что я не существую, причем мое существование вытекает из самого факта сомнения. Следовательно, я – субстанция, вся сущность, или природа которой состоит только в мышлении, независимая ни от чего телесного, в том числе от того, существует ли реально мое тело (следует заметить, что мышление Декарт понимает очень широко – включая в него воображение, чувства, желания, эмоции…Мышление для него – все, что происходит внутри нас и при этом непосредственно нами сознается, иначе говоря, это наше сознание). Декарт последовательно проводит строгое различение между духом и телом. Хотя они находятся друг с другом в связи и некотором смешении, однако, как писал Шмид, «между мышлением и протяжением вообще нет ничегообщего» [].

Лейбниц считал Декартово сомнение и «Cogito, ergo sum» «пустыми прикрасами, рассчитанными на публику» [].Он писал, что cogito = cogitans sum, откуда непосредственно следует sum. Это непосредственная, недоказуемая истина, основанная на опыте, а не аксиома и не необходимое предложение. К первым истинам факта относится, по Лейбницу, не только «Я мыслю», но и «Я мыслю разнообразно», причем из последнего вытекает, что существует нечто отличное от нас. (Ср. Я и не-Я Фихте). Эти две истины независимы друг от друга. (На самом деле Декарт молчаливо предполагает вторую из них, потому что далее он переходит к рассмотрению имеющихся в его уме идей). Декартовы рассуждения о душе и теле для Лейбница – всего лишь «несерьезный софизм» [], из которого можно заключить лишь, что можно сомневаться в телесности своей души.

Картезианство – это учение Декарта

А также направление в философских взглядах, которые продолжали идеи философа. Слово картезианство связано с именем Декарта, которое по-латински переводится не иначе как Картезий. Картезианство сильно повлияло на дальнейшее развитие как философии, так и физики. Причем это касается как идеалистического направления в философии, так и материального. Опорой для идеализма послужили следующие элементы учения Декарта. Это учение о врожденных идеях и интуиции, о достоверности самосознания человека и т. д. Материалистическое мировоззрение частично основывается на учении философа о природе, а также о движении тел и частиц.

Априорное познание и его связь с методами философии Декарта

Декарт утверждал, что существуют истинности, которые можно узнать без обращения к опыту. Он считал, что мышление человека основывается на разуме, который является врожденным и необходимым условием для познания мира. Таким образом, априорное познание связано с интеллектуальным разумом и состоит в том, что оно оперирует чистыми идеями, которые не зависят от внешнего опыта.

В своих методах познания Декарт использовал рационалистический подход, полагая основу познания в разуме и мышлении. Он призывал отбросить все предубеждения и сомнения, чтобы найти истину через чистое и априорное мышление. Для этого Декарт разработал свой известный метод сомнения, где он ставил под сомнение все представления и идеи, чтобы найти только непоколебимую истину.

Таким образом, априорное познание и методы философии Декарта связаны тем, что они основываются на рациональном мышлении и призывают отбросить все предубеждения и сомнения, чтобы найти истину, которая не зависит от опыта и приобретается априори, через чистые идеи и разумный анализ.

Дуализм и гносеологические воззрения Декарта

Важным следствием дуалистической картины мира, становится введение Декартом в теорию познания таких определяющих терминов как субъект и объект.

Определение 2

Субъект – это активная сторона процесса познания, которая производит целенаправленные действия по исследованию окружающей реальности.

Объект – это пассивная сторона процесса познания, которая испытывает на себе воздействие субъекта.

Субъект ассоциировался Декартом исключительно с духом, а точнее человеческим разумом. Хотя материя не является пассивной, с той точки зрения что ее части постоянно находятся в движении, это движение всегда детерминировано внешними причинами и закономерностями ее существования. Активность разума напротив самостоятельна, она исходит из самой его духовной природы, а потому независима от внешних воздействий и может быть целенаправленной.

В качестве объекта Декарт воспринимал не только материю, но также человеческое тело, и даже человеческий разум, который может объективировать себя в процессе интроспекции, т.е. само исследования.

Основы естественных наук

«Декарт дал зрение слепцам, и они увидели ошибки античности и свои собственные».

Начиная с Декарта, переориентация философской мысли, в которой центральное место занимают мысль и сам человек, приобретает классически четкий характер.

Основные «правила» взаимодействия материальных частиц Декарта таковы.

«Первое правило гласит, что каждая частица материи, взятая сама по себе, всегда остается в одном и том же состоянии, пока встреча с другими частицами не вызовет изменение этого состояния.

«Второе правило, которое я принимаю, состоит в том, что когда одно тело сталкивается с другим, оно может придать ему только столько движения, сколько теряет само в то же время, и отнять у него только столько, сколько увеличивает его собственное движение».

«В качестве третьего правила я добавляю, что, хотя при движении тела его путь чаще всего представляется в виде кривой линии, и что невозможно … произвести какое-либо движение, которое не было бы круговым в некотором роде, однако каждая из частиц тела в отдельности стремится продолжать движение тела по прямой линии».

Иногда считается, что эти «правила» являются формулировкой закона инерции и закона сохранения импульса. В отличие от Галилея, Декарт отходит от действия тяготения, которое он, кстати, также сводит к движению и взаимодействию частиц, и упоминает о направлении инерционного движения по прямой линии. Однако он говорит не о состоянии равномерного и прямолинейного движения, как его сформулировал Ньютон, а о состоянии вообще, не объясняя содержания этого термина. Декарт характеризует состояние частей материи их размером («количеством материи»), формой, скоростью движения и способностью изменять эту скорость под воздействием внешних частиц. Эту способность легко отождествить с инерцией. В одном из писем Декарта говорится: «Можно с уверенностью утверждать, что камень неодинаково склонен к новому движению или увеличению скорости, когда он движется очень быстро и когда он движется очень медленно». Говоря современным языком, Декарт утверждает, что инерция тела зависит от его скорости. В письмах Декарта содержится формулировка закона инерции, почти идентичная формулировке Ньютона, хотя, конечно, термин «инерция» отсутствует: «Я полагаю, что природа движения такова, что если тело начало двигаться, то уже достаточно того, что оно продолжает это делать с той же скоростью и в направлении той же прямой линии, пока не будет остановлено или отклонено какой-либо другой причиной».

Общей причиной движения в дуалистической концепции Декарта является Бог, который вызывает материю вместе с движением.

Ergo sum

«Под словом мышление я понимаю все, что происходит в нас таким образом, что мы воспринимаем это непосредственно через себя, и поэтому здесь не только понимание, желание, воображение, но и чувствование означает то же, что и мышление».

Первая проблема состояла в том, чтобы открыть очевидные истины, лежащие в основе всех наших знаний.

Для этого Декарт предлагает прибегнуть к методическому сомнению. Только с помощью сомнения мы можем открыть истины, в которых невозможно усомниться. Стоит отметить, что тест на неоспоримость устанавливает чрезвычайно высокие стандарты, заведомо выше тех, которые полностью удовлетворяют нас даже при рассмотрении, например, математических аксиом. Наконец, даже обоснованность последнего может быть поставлена под сомнение. Мы должны найти истины, в которых нельзя сомневаться.

Знаменитое «Я мыслю, следовательно, я есть, я существую» рождается из огня негативного сомнения и в то же время становится одним из позитивных оснований, первых принципов философии Декарта. Это не банальный принцип, а философский принцип, первый принцип философии, причем философии совершенно особого рода. В чем его особенность? Чтобы понять это, мы должны сначала рассмотреть объяснения, которые сам Декарт дал этому неудобному принципу. «Говоря, что предложение «я мыслю, следовательно, я существую» является первым и «самым истинным», которое ставится перед каждым, кто методично излагает свои мысли, я не отрицал тем самым необходимости знать заранее, что такое мысль, достоверность, существование, я не отрицал, что для того, чтобы мыслить, нужно существовать, и тому подобное; но ввиду того, что эти термины настолько просты, что сами по себе не дают нам никакого знания о какой-либо существующей вещи, я решил, что их не следует здесь излагать.

Если же «Я мыслю» становится одним из фундаментальных принципов новой философии, то в объяснении самого принципа дается первичное значение объяснения термина «мышление». Здесь таятся сюрпризы и противоречия. Декарт пытается исследовать, изолировать и дифференцировать мысль. С точки зрения фундаментальности возложенных на него функций, Декарт трактует мысль довольно широко. Мысль естественно отождествляется в определенном аспекте с пониманием, желанием, воображением, которые становятся как бы подвидами мысли. «Несомненно, все виды мыслительной деятельности, которые мы замечаем в себе, можно отнести к двум основным видам: один состоит в восприятии пониманием, другой — в определении волей. Итак, чувство, воображение, даже постижение чисто интеллектуальных вещей — все это разные виды.

У Декарта широко понятое «мышление» пока лишь неявно включает в себя то, что позже назовут сознанием. Но темы будущей теории сознания уже появляются на философском горизонте. Сознание актов — важнейшая, в свете замечаний Декарта, отличительная черта мысли, актов мысли. То, что человек наделен телом, Декарт даже не думает отрицать. Как естествоиспытатель-физиолог, он специально изучает человеческое тело. Но как метафизик он убедительно доказывает, что сущность человека не в том, что он наделен физическим, материальным телом и может выполнять чисто телесные действия и движения, подобно автомату.

Заключение

Чтобы серьезно посвятить себя изучению философии и поиску всех истин, которые только мы способны постичь, мы должны прежде всего освободиться от наших предрассудков и подготовиться отбросить все взгляды, которые мы приняли на веру, пока мы подвергаем их новому испытанию. Затем мы должны пересмотреть имеющиеся у нас концепции и признать истинными только те, которые кажутся ясными и отчетливыми для нашего понимания. Таким образом, мы, прежде всего, знаем, что существуем, поскольку нам свойственно думать, а также что есть Бог, от которого мы зависим; рассматривая его качества, мы можем начать поиск истины о других вещах, поскольку он является их первопричиной. Наконец, помимо представлений о Боге и нашей душе, мы также обнаружим в себе знание многих вечно истинных положений… Сравнивая то, что мы узнали, исследуя вещи по порядку, с тем, что мы думали о них до такого рассмотрения., мы приобретем навык составления ясных и отчетливых концепций всего познаваемого. В этих немногих правилах, согласно Декарту, выражены самые общие и основные принципы человеческого знания.        

Я знаю одного могущественного обманщика… который все время меня обманывает. Следовательно, поскольку он меня обманывает, нет никаких сомнений в том, что я обманываю; и пусть он меня обманывает сколько хочет, он никогда не сможет сделать так, чтобы я был ничем, пока я думаю, что я что-то.  В этом истинный смысл знаменитого изречения: Я во всем сомневаюсь, я думаю, поэтому существую. 

Like this post? Please share to your friends: